Успешно адаптируемся к школе
Адаптация к школе — это период приспособления ребенка к условиям образовательного процесса. Это время, когда ребенок привыкает к новому режиму: регулярным урокам, порядкам и новым людям (учителям и одноклассникам). Больше трети младших школьников сталкиваются с проблемами в адаптации к школе. Проблемы могут возникнуть в первом классе или при переходе из класса в класс.
Длительность адаптации будет зависеть от сложившейся атмосферы в семье, психологических особенностей и характера ребенка, уровня его знаний, а также от вида школы и сложности обучающих программ. Сроки адаптации обычно от 5 недель до 7 месяцев.
Сентябрь – это сложный месяц для первоклассников и школьников в целом. Для того, чтобы адаптационный период прошел у ребенка легко, советуем придерживаться рекомендаций.
Рекомендации родителям:
Установите контакт с будущим учителем. Расскажите ему об особенностях характера вашего ребенка. Это может помочь легче преодолеть процесс адаптации.
Заранее научите ребенка важным навыкам самоорганизации в школе: собирать портфель, складывать вещи по списку, следить за расписанием.
Соблюдайте режим дня. За 2-2,5 недели до начала учебного года постарайтесь перестраивать ребенка на школьный режим. Старайтесь ложиться и просыпаться в одно и то же время каждый день. Не смотрите до позднего вечера телевизор. Пройдитесь с ребенком на вечернюю прогулку. Она способствует хорошему и крепкому сну.
Расскажите ребенку о том, что происходит в школе, или поиграйте в ролевую игру. Сделайте акцент на правила общения с одноклассниками и учителями.
Очень важно в период начала посещения школы интересоваться не только учебным процессом ребенка, но и тем, как складываются его отношения с окружающими. Комфортно ли физически ему в школе ? Нет ли проблем с тем, чтобы поесть и сходить в туалет? Какие отношения с соседом по парте? C кем он подружился или поссорился?
Все эти, на первый взгляд, мелочи могут вызывать дополнительный дискомфорт у ребенка. И не всегда ребенок может рассказать об этом сам. Не ругайте ребенка, если он что-нибудь забыл, перепутал или сделал что-то не так. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Формируйте «ситуацию успеха». Говорите ребенку, что главное в процессе обучения не оценка, а знания, которые он получает при посещении школы.
Постарайтесь в первый месяц учебы отказаться от внешкольной деятельности ребенка таких, как секции и кружки. Это большая дополнительная нагрузка для него в данный период времени. Окружайте его заботой и вниманием.
Помните, что ребенок, окруженный заботой, любовью и поддержкой семьи, легче справляется с любыми задачами и трудностями.
Не забывайте о правильном и полноценном питании вашего ребенка. Включайте в ежедневный рацион ребенка крупы, мясные и молочные продукты, фрукты и овощи.
Рекомендации педагогам:
- Важно постепенное погружение учеников в образовательный процесс.
- Повторяйте изученный ранее материал – это позволит актуализировать имеющиеся знания, что постепенно и легко подведет ребенка к активной учебной деятельности.
- Использование игр в обучении – еще один подход в адаптации детей.
- Метод «проектов» способствует активизации и реализации творческого потенциала ребенка.
- «Минутки свободного общения» и «физкультминутки» дают возможность сменить род деятельности первоклассника, что в дальнейшем способствуют лучшему усвоению материала и активизирует внимание школьника на уроках.
Адаптация детей к школе – сложный процесс. Но с помощью любящих родителей и мудрых педагогов ребенок легче преодолеет его и включится в рабочий ритм.
Желаем удачной адаптации к школе!