E-mail: info@mcmirt.ru
г. Тюмень, ул.Заводская, д. 1

Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!

Клинические случаи
Врачебные рекомендации

Нормы развития речи: когда должен ребенок заговорить, и почему надо беспокоиться еще в 2 года

Нормы развития речи: когда должен ребенок заговорить, и почему надо беспокоиться еще в 2 года

15-12-23; просмотров + 25

Источник:

Нормы развития речи: когда должен ребенок заговорить, и почему надо беспокоиться еще в 2 года

С самого момента рождения на младенца обрушивается огромное количество информации. Воспринимать эту информацию можно по-разному: у нас есть слух, обоняние, вкус, осязание и зрение. В течение жизни мы учимся определять, какой из способов восприятия будет наиболее эффективен в рамках поставленной задачи. Поначалу ребёнок учится только воспринимать информацию, но со временем он начинает пытаться и сам выразить свои чувства и эмоции, а лучше всего это делать, научившись разговаривать. Он начинает развивать свои речевые навыки, которые помогут ему найти друзей, научиться читать, а впоследствии — успешно осваивать школьную программу. Разбираемся, когда ребенок должен заговорить и когда стоит начинать волноваться.

Развитие речевого аппарата и усвоение языка тесно связано с развитием слухового восприятия. Части слухового анализатора начинают развиваться ещё на втором месяце беременности, а уже на примерно на 18 неделе плод может услышать свои самые первые звуки. Со временем чувствительность к звуку только растёт: так, на 19 неделе гестации плод реагировал на звук частотой 500 Гц, а на 27 неделе 96% реагировали на звуки с частотой 1000 Гц и 3000 Гц, при этом для всех частот наблюдалось значительное снижение уровня интенсивности, необходимой для выявления реакции. После рождения младенец некоторое время привыкает к голосам, которые он слышал, находясь в утробе матери: слуховые центры мозга только развиваются, а знакомые могут звучать несколько иначе. Со временем ребёнок начинает искать источник звука, а после — пытается имитировать эти звуки.

Голос типичного взрослого мужчины имеет фундаментальную частоту от 85 до 155 Гц, типичной взрослой женщины от 165 до 255 Гц. Если человек поет, то мужской голос может иметь диапазон до 7000 Гц, женский — до 9000 гц.

Первые 3 года жизни являются наиболее интенсивным периодом, в который ребёнок приобретает речевые и языковые навыки. Эти навыки лучше всего развиваются в том случае, если окружающий мир малыша богат звуками, зрительными контактами и постоянным знакомством с речью и языком других людей. Дети различаются по уровню развития языковых навыков, тем не менее все они в большей или меньшей степени следуют естественному «графику» освоения речи. Если малыш не достигает одного или нескольких из этих этапов, необходимо обратиться к специалистам и врачам. Не стоит забывать и тот факт, что иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, в то время как в других случаях это может быть связано с нарушением развития речевого аппарата. Развитие речи и изучение языка ребёнком можно поощрить. Если у родителей и опекунов возникают какие-то вопросы или сомнения, можно обратиться к логопеду за консультацией.

Через 2-4 месяца после рождения ребёнок учится реагировать на некоторые тона голоса: например, может начать плакать, если при нём повысят голос, или засмеяться. Примерно к 6 месяцам ребёнок уже начинает имитировать некоторые звуки, смотрит на лицо собеседника, а также издаёт определённые звуки, возвещающие о том, что он голоден, устал или в чём-то нуждается. Во время кормления малыш может также издавать довольные звуки. Плач и издавание разных громких звуков также очень важны, поскольку именно так ребёнок учится контролировать поступление воздуха в дыхательную систему и тренирует свои голосовые связи. Именно плач он будет использовать как основное средство общения в первые месяцы жизни, но вскоре начнёт постепенно расширять диапазон звуков: первыми в речи появятся простые гласные — «ааа», «ооо», затем — добавятся и согласные.

К 9 месяцам ребёнок уже реагирует на своё имя, телефонные звонки, стуки в дверь, может понимать простые слова (например, «нет», «нельзя», «да»), может играть в игры со взрослыми и постоянно лопочет и повторяет нечто похожее на «баба», то есть складывает их в простые слоги, иногда — слова. К 12 месяцам уже учится использовать жесты в общении (машет рукой, говоря «пока» или «привет», привлекает внимание жестами). К концу первого года жизни у ребёнка есть свой небольшой словарный запас. Ребёнок может объединять звуки в более длинные последовательности, вполне возможно, что ему понравится повторять определённые звуки снова и снова. Он понимает названия предметов, действий, имена взрослых, может выполнять поручения («найди», «принеси», «отнеси», «положи»), легко подражает новым словам и произносит до 10 облегчённых слов.

На втором году жизни ребёнок учится не только прослушивать новые слова, но и больше старается понимать их. Очень часто на этом этапе он может понимать даже больше слов, чем может воспроизвести. В самом начале второго года он может понимать отдельные короткие предложения вроде «где папа?». Ребёнку интересно слушать, как называют части тела, например, глаза или живот, а затем указывать на них. Вероятно, каждую неделю он будет учить новые слова.

К 15 месяцам малыш способен строить небольшие предложения во время какой-то активности («машина би-би», «собака гав-гав»). К 18 месяцам — может находить по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине, учит названия предметов. К 2 годам — уже пользуется двух-трёхсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения при общении со взрослыми, понимает короткие рассказы. Благодаря этому ребёнок учится лучше понимать картинки, короткие рассказы в картинках.

Проверено врачебным коллективом клиники