E-mail: info@mcmirt.ru
г. Тюмень, ул.Заводская, д. 1

Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!

Клинические случаи
Врачебные рекомендации

Профилактика наркологических заболеваний (часть 2)

Профилактика наркологических заболеваний (часть 2)

14-12-23; просмотров + 7

Источник:

Профилактика наркологических заболеваний (часть 2)

Здоровое психологическое развитие ребенка является главной профилактикой наркологических заболеваний. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста проходит постепенно

Здоровое психологическое развитие ребенка является главной профилактикой наркологических заболеваний. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста проходит постепенно – собственно, так же, как и физическое. Это означает, что та или иная психическая функция должна развиваться в определенном возрасте. И родители должны четко за этим следить. Если момент упущен, а необходимая психическая функция у ребенка не была должным образом развита в соответствующий период, то она, скорее всего, так и будет «отстающей», а это является первопричиной «зависимого» поведения. Вот почему так важно следить за правильным развитием психических функций ребенка на каждом этапе его жизни. В первой части о профилактике наркологических заболеваний мы говорили о профилактике, которую необходимую проводить во время беременности и в первые годы жизни ребенка. В этой статье осветим необходимые меры профилактики для детей детсадовского возраста и школьников.

Творчество = удовольствие

Сегодня не редкостью являются ситуации, когда родители сетуют на то, что их ребенок слишком не сосредоточенный и не может по-настоящему чем-то надолго увлечься. Сегодня он занимается моделированием, завтра интересуется рисованием, а послезавтра – музыкой или танцами. Не стоит драматизировать – это вполне нормально. Более того, это необходимость – ребенок должен побыть в разных ситуациях и оценить степень их комфортности для себя. Он как будто примеряет и оценивает каждый род деятельности, получая естественный опыт. Он учится получать удовольствие через творчество и самовыражение. Чем больше такого опыта ребенок накопит в детстве, тем меньше шансов на то, что в более зрелом возрасте он будет искать суррогатные химические способы для получения удовольствия.

Детский сад – первый опыт адаптации

Одна из основных групп факторов риска для человека тесно связана с процессом его адаптации в различных образовательных учреждениях: от детского сада и школы до институтов и университетов. Во многом поведение ребенка зависит от структуры уже сформированных психических реакций, диапазона и порога его психического реагирования. Первая серьезная адаптация в жизни ребенка связана с посещением детского сада. Обычная детсадовская группа или класс в младшей школе – это приблизительно 20-30 детей в помещении на 30 кв. м. И каждый, включая воспитателя или учителя, пытается найти и занять подобающее ему жизненное пространство. В этом случае показательным будет классический эксперимент с мышами, которых помещали в банку. Как только число мышей в закрытом помещении стало превышать допустимую норму, они начали погибать от инфаркта, не выдерживая стресса от перенаселенности. Дети, конечно, от инфаркта не умирают, ибо человеческая психика даже в случаях столь юного возраста намного сильнее и гибче, но свои негативные последствия первая попытка адаптации может иметь. Очень часто у детей наблюдается замедление развития эмоциональной сферы, повышение порога восприятия и формирование агрессивной формы поведения. Это, в свою очередь, приводит к повышению риска развития девиантного или зависимого поведения, которое может впоследствии трансформироваться даже в наркологическую зависимость.

Школа и сенсорная депривация

В школе возникает и другая проблема. Там, кроме успешной адаптации, от ребенка требуется еще и успешное усвоение полученных знаний. А это не всегда зависит от самого ученика. Обычно около 30% всех первоклашек – это дети, в структуре психических реакций которых главенствует телесный компонент. Другими словами – основной канал для получения и усвоения информации у таких детей – их тело. Для них сидение в течение 30-45 минут за партой является практически пустой тратой времени. Такими детьми обычный урок воспринимается как сенсорная депривация: то есть их попросту лишают главного для них канала получения информации, что неизбежно приведет к плохому усвоению материала, неуспеваемости, насмешкам со стороны одноклассников, нарастанию внутреннего конфликта и конфликта с учителем. В конечном итоге все это приводит нарушению межперсональной коммуникации, когда ребенок теряет уважение сначала учителей, затем одноклассников и, что самое плохое, - своих собственных родителей. Такие дети выпадают полностью из социальной среды и становятся настоящими изгоями. Спрогнозировать дальнейшую судьбу этих детей не трудно – скорее всего, они пополнят ряды девиантов (людей, чье поведение отклоняется в негативную сторону от общепринятых норм), людей с различными зависимостями и бродяг.

Правильная постройка воспитательного процесса

Столь печальный конец для таких детей вовсе не обязателен, ведь грамотно организованный педагогический процесс может предотвратить подобный исход. Например, ученики, у которых преобладает аффективный компонент в психической реакции (более эмоциональные дети), обычно хуже усваивают математический материал. Таких детей принято называть «гуманитариями». Для них любой «сухой» и неинтересный урок будет как сенсорная депривация (ограничение восприятия, дети не воспримут информацию поданную в таком виде). Зато при игровой, эмоциональной подаче они с легкостью усвоят даже сложные понятия. В то же время дети, у которых преобладает идеаторная составляющая, обычно хорошо усваивают материал, но у них чаще случаются нарушения межперсональных взаимоотношений из-за слабой чувствительности к чужим эмоциям.

Проверено врачебным коллективом клиники