E-mail: info@mcmirt.ru
г. Тюмень, ул.Заводская, д. 1

Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!

Клинические случаи
Врачебные рекомендации

Профилактика наркологических заболеваний (часть 3)

Профилактика наркологических заболеваний (часть 3)

14-12-23; просмотров + 24

Источник:

Профилактика наркологических заболеваний (часть 3)

Подверженный зависимостям человек – очень сложная личность, ключи к пониманию которой можно найти только через изучение индивидуальных особенностей психики

Подверженный зависимостям человек – очень сложная личность, ключи к пониманию которой можно найти только через изучение индивидуальных особенностей психики. А ключи эти обязательно нужно искать, ведь только так можно обеспечить профилактику наркологических заболеваний, риск появления которых особенно высок в подростковом возрасте. В первой и второй частях, мы рассказали о профилактике для молодых родителей, малышей дошкольного возраста и школьников.

Социализация для всех, или групповая порука

Социализация является важнейшим этапом в развитии любой личности. Обычно этот длительный процесс начинается для детей в 9-10 лет, а заканчивается к 21 году. До начала социализации (то есть до 10-летнего возраста) дети как бы находятся в свободном поиске, переходя от одной группы к другой и нигде подолгу не задерживаясь. Группы на этапе социализации становятся уже более устойчивыми, они способны удержать любого своего члена - независимо от его положения в группе, поэтому практически любого ребенка в начале подросткового периода не стоит рассматривать изолированно от его группы общения. Более того, группа настолько влияет на каждого своего члена, что вполне можно вести разговор о феномене групповой зависимости. То есть в случае любого случайного попадания психотропного вещества в группу «необходимость» его потребления будет одинаковой для всех.

Влияние лидера

Дальнейшее развитие группы уже зависит от поведения лидеров. Если у них развивается зависимость (а так обычно и происходит), то группа распадается, а следующая группа уже будет сформирована по наркотическому принципу. По сути, в реальной жизни практически не встречаются случаи индивидуальных решений о принятии психоактивного вещества. Подросток редко сам приходит к подобному решению, обычно оно становится отражением группового поведения. Именно этим объясняется тот факт, что группы поначалу пробуют разные варианты психоактивных веществ, и только в случае схожей структуры психических реакций всех членов группы отдается предпочтение какому-то одному веществу.

Психическая реакция и выбор наркотика

Основная цель употребления психоактивных веществ больными наркологического профиля – суррогатное самолечение. Обычно в период полового созревания аффективные (эмоциональные) расстройства у них углубляются, и любое случайное употребление психоактивного вещества может существенно облегчить состояние подростка, создавая психологическую обоснованность повторному употреблению вещества. Как правило, выбор наркотика обычно определяется ведущей компонентой психической реакции подростка. Если преобладающим является телесный компонент, то предпочтительными удовольствиями, скорее всего, будут еда, спорт, секс, а среди наркотиков – вещества опийной группы (морфин, кодеин, героин). Если преобладающим является аффективный компонент, то предпочтительными удовольствиями станут музыка и искусство, а наркотиками - кокаин, амфетамины и конопля. Если же преобладающим в структуре психической реакции является идеаторный компонент, то предпочтительными удовольствиями могут стать медитация и фантазирование, чтение фентезийной и фантастической литературы и просмотр фантастических фильмов и триллеров. Предпочтительными наркотиками для таких личностей являются галлюциногены и органические растворители.

Подросток и макросоциум

Естественно, взаимоотношением со своей референтной группой подросток не ограничивается. Связь с культурным полем и макросоциумом у него тоже есть, и эта связь также оказывает влияние на развитие психической сферы подростка и его психических реакций. К культурному полю относятся прежде всего родной язык подростка, устройство его быта, пища, религия и все то, что служит для идентификации этнической принадлежности. Взаимоотношения входящего в группу риска по наркологическим заболеваниям подростка с культурным полем имеют большое влияние на его дальнейшую судьбу - так же, как и события на макросоциальном уровне. Не так давно наша страна уже пережила тотальный развал всех идеологических институтов, более того - были подорваны основы обывательской жизни, а резкое снижение уровня жизни населения привело к невозможности удовлетворения естественных человеческих потребностей. Тогда значительное количество подростков подпали под влияние суррогатных субкультур, привнесенных с Запада, а множество дезадаптированных личностей стали решать свои проблемы с помощью наркотиков. Чтобы не допустить влияния «неблагополучных» групп на подростка, следует контролировать круг его общения. И в случае, если были замечены подозрительные поползновения в сторону принятия наркотиков, необходимо обратиться к специалисту, который подскажет, каким образом нивелировать влияние группы или вывести подростка из нее, чтобы он не «сыграл» на сопротивление.

Проверено врачебным коллективом клиники