Директор ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России Сергей Бойцов: «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни требует межведомственного взаимодействия»
Директор ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России Сергей Бойцов: «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни требует межведомственного взаимодействия»
В настоящее время хронические неинфекционныеболезни являются основной причиной смертности россиян. Почти 70% всех летальных исходов становятся следствием сердечно-сосудистых, онкологических и бронхолегочных заболеваний, а также сахарного диабета. К 2025 году Министерство здравоохранения РФ планирует снизить этот показатель на 25%, в первую очередь благодаря эффективной профилактике неинфекционных заболеваний. С этой целью предусмотрена реализация целого комплекса мер. Основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья населения обозначены в межведомственной «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». Документ уже был представлен Госдуме и прошел первый круг согласования. «Мы очень надеемся, что Стратегия будет окончательно принята в начале 2017 года, получит статус официального правительственного документа, после чего на ее основе будет выработан план конкретных действий - некая «дорожная карта», - говорит директор ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России, профессор, д.м.н., главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России Сергей Бойцов. Он рассказал о том, почему так важно скорейшее принятие документа, и какие направления деятельности в нем предусмотрены.
- Сергей Анатольевич, в последние годы Министерство здравоохранения России и медицинское сообщество уделяют большое внимание вопросам профилактики неинфекционных заболеваний. Работа в этом направлении идет активно, и принято немало соответствующих нормативных актов. Зачем понадобился такой программный документ как «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»?
- Конечно, основные документы по профилактике неинфекционных заболеваний уже существуют. Проблема заключается в том, что пока еще нет механизма, объединяющего всех потенциальных участников процесса формирования здорового образа жизни. Таким механизмом, фактически, и является Стратегия.
Основное ее свойство определяется словом «межведомственная». Она нужна для того, чтобы объединить специалистов и представителей различных ведомств, секторов экономики, общественных структур для достижения поставленной цели. Всем понятно, что один Минздрав, только лишь медики, не справятся с этой задачей. Хотя, безусловно, врачи должны выступать инициаторами, вовлекать людей в процесс решения проблемы и координировать работу.
Как единый базисный документ Стратегия будет решать еще и образовательную задачу. Представителям других ведомств, секторов экономики, общественных структур часто непонятны вопросы, которые поднимаются медиками. Пояснение позиции врачей - как раз та функция, которая в значительной степени должна быть реализована Стратегией. Причем уже в самом ее названии заложено сразу три понятийных блока. «Формирование здорового образа жизни» означает, что на популяционном уровне надо помочь населению избавиться от тех факторов риска, которые провоцируют развитие неинфекционных заболеваний. «Профилактика неинфекционных заболеваний» включает в себя целый ряд медицинских мероприятий, которые реализуются в первичном звене здравоохранения и, в определенной мере, на уровне стационаров. С профилактикой тесно стыкуется и третий блок - контроль течения заболеваний у тех людей, у которых они уже выявлены. Это то, что мы называем, по сути, вторичной профилактикой.
- Учитывался ли при разработке Стратегии уже накопленный опыт в сфере профилактики неинфекционных заболеваний?
- Безусловно, учитывался. Более того - одной из основных задач Стратегии является систематизация процессов, которые были ранее и идут сейчас. Плюс - создание правильного баланса значимости всех основных компонентов Стратегии, потому что некоторые из них пока плохо развиваются, а отдельные вообще находятся в зачаточном состоянии.
Внутри проекта нашего документа представлены результаты расчетов - благодаря чему мы собираемся добиться снижения смертности. Примерно в равных долях это должно случиться за счет уменьшения распространенности факторов риска и благодаря повышению эффективности лечения и контроля заболеваний. Причем большую часть успеха - примерно 60% -мы должны были бы достичь за счет контроля факторов риска. Но тут мы пока немного недорабатываем, потому что те риски, которые мы сейчас имеем, связаны главным образом с ростом и распространенностью ожирения среди мужчин и вторичным повышением уровня артериального давления и сахарным диабетом. А со всем этим справиться будет крайне сложно. Так же сложно ожидать дополнительного выраженного снижения распространения курения среди мужчин, которое и так уже снижено весьма существенно.
В целом мы давно понимаем, что нужно делать, но до недавнего времени не имели системного механизма для реализации намеченного. Предоставить его - в этом и заключается задача Стратегии. Фактически это документ политический, образовательныйи методический. Документом же действия, после ее принятия, станет «План реализации Стратегии».
- Но уже в самой Стратегии предусмотрены основные направления действий. Какие они?
- Всего документ включает четыре направления деятельности. Первое - снижение популяционного риска населения путем информирования о факторах развития болезней и создания мотивации к ведению здорового образа жизни. Сюда же относится и обеспечение соответствующих условий. Второе направление - диспансеризация, выявление людей с высоким риском и помощь в его снижении. Третье - диспансерное наблюдение за теми людьми, которые уже больны или имеют высокий риск. Четвертое направление касается мероприятий, проводимых встационарах. Это специализированная медицинская помощь. К сожалению, в больницах врачи не часто обращают внимание на сопутствующие факторы риска, хотя без их учета даже успешное лечение болезни не позволяет полноценно взять ее под контроль. И вот третье и четвертое из обозначенных мной направлений - это и есть контроль заболеваний. Второе направление относится к выявлению заболеваний, а первое - к формированию здорового образа жизни. По сути, из этих четырех пунктов становится понятно все содержание Стратегии.
- Какое из этих направлений можно назвать приоритетным в Стратегии?
- Особого внимания заслуживает первое направление. В значительной степени ради него и создана вся Стратегия, потому что именно оно требует межведомственного, межсекторального взаимодействия. В вопросе мотивации людей к ведению здорового образа жизни нужно объединить усилия всем средствам массовой информации, включая телевидение, которое должно сделать шаг в сторону социальной рекламы. Я полагаю, что федеральные каналы от этого не обеднеют. Производство новостей тоже должно быть, на мой взгляд, с этическими ограничениями. Это касается и печатных СМИ, хотя в этом смысле к ним меньше всего претензий. Важно подключить к нашей работе производителей телесериалов и кино в целом. Одна из главных проблем, которая сейчас есть - тиражирование негативных образов на экране. Некоторые режиссеры свою позицию объясняют тем, что таким образом они показывают правду жизни. Но жизнь уже меняется, и задача режиссера - угадать изменения и даже направить их в нужную сторону. Конечно, важна и активность в Интернете, в частности в социальных сетях. Поэтому еще один участник процесса - это, конечно, Министерство культуры РФ. Средства массовой информации оказывают основное влияние на человеческое сознание и поведение.
- Наверное, планируется активное сотрудничество и с Министерством образования и науки России?
- Конечно, это должен быть еще один из самых активных участников совместной работы. Я считаю, что, прежде всего, ребенок должен понимать, что такое правильное питание. И не всегда это питание только горячее, как считает сейчас школа. Понятно, что сосиски или жирные котлеты, пусть и горячие - не самые полезные продукты. А если в учебных заведениях ребенок будет видеть и есть полезные продукты, то он и родителям подскажет, как его кормить и тем самым изменит характер питания в семье. Представляется крайне важным - заблокировать проникновение в школу сладких газированных напитков, чипсов и фастфуда. И, конечно, остро стоит вопрос о наркотиках. Сейчас наркотики потребляют, начиная с 10-14 лет, а бывает, что и раньше. Дорога к наркотикам примерно такая же, как к курению и алкоголю, а зачастую она пролегает через них. Способы борьбы со всем этим известны - формирование позитивного лидерства, активная антипропаганда и многое другое.
Что касается курения, то это вообще отдельная тема. У нас 30% школьников курят, причем начинают курить в 10-12 лет. Жесткая позиция по этому вопросу должны быть у школы, но в первую очередь у родителей. Если в семье курит папа, то вероятность закурить у ребенка составляет примерно 30%, если мама - 50%, а если оба родителя - 75%. К тому же нередко родители заставляют своего ребенка курить в пассивном режиме. Это безнравственно и является показателем низкого уровня культуры.
- Соблюдения основ здорового образа жизни - вообще показатель культуры человека. Не так ли?
- Конечно, это так. Это культура отношения к себе и к другим. Она ведь складывается далеко не только из умения писать, читать и считать, а также из способности ценить искусство. Забота о здоровье - тоже культура. Если ты ведешь себя безответственно в этом вопросе, значит, свою социальную роль ты не готов исполнять. И, что очень важно, относится это не только к отдельным людям, но и к организациям. Но, к сожалению, когда речь заходит о многих других потенциальных участниках процесса формирования здорового образа жизни, мы переходим в зону пока неведомого и малопонятного.
- Поясните, что вы имеете в виду?
- Например, мы говорили о мотивации людей к ведению здорового образа жизни, но надо ведь им еще и обеспечить условия для этого. Чтобы я мог ходить на работу пешком, нужны возможности. До недавнего времени в Москве, даже если ты живешь недалеко от работы, это было сделать непросто: узкие тротуары, лужи вдоль дорог, пешеходные переходы в неудобных местах и тому подобное. Я уже не говорю о велосипедных дорожках и парковых зонах. Эта проблема типична не только для мегаполисов, но для всех городов. Поэтому градостроительная политика становится предметом формирования здорового образа жизни.
Можно привести в пример и производителей продуктов питания. Здесь вообще предстоит большая борьба. Было бы правильно ввести ограничительные меры на производство продуктов нездорового питания через акцизы или налоги. Одновременно нужно увеличивать производство продуктов здорового питания. В первую очередь речь идет о снижении содержания в них соли. Соль мы потребляем главным образом с хлебом, потому что хлеб мы едим каждый день. Опыт Финляндии и Великобритании показал, что уменьшение содержания соли в хлебе достоверно снижает уровень артериального давления. Для этого производители должны договориться. Вот мы и хотим объединить их для решения этого вопроса на платформе Стратегии.
Производство продуктов здорового питания крайне важно, это касается и масложировой промышленности. Мы должны убрать трансизомеры жирных кислот, а для этого нужно перестроить производство маргаринов, майонезов. Производители масложировой продукции это понимают.
Перечислять потенциальных участников Стратегии можно долго. Это и Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития РФ, и общественные организации, и конфессиональные структуры. Все должны объединиться ради здоровья нации.
Странам, где это уже происходит, удалось в разы снизить смертность от неинфекционных заболеваний. Их опыт закреплен на уровне Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Европейского регионального бюро ВОЗ и даже Организация Объединенных Наций подключилась к этому процессу. Мы этот опыт будем использовать. Так, ВОЗ еще в 2012 году разработала глобальный план действий, в котором и поставлена цель снижения на 25% смертности от неинфекционных заболеваний в течение восьми лет. Собственно, эту рекомендацию мы взяли за основу и очень надеемся, что совместными усилиями всех неравнодушных граждан, а также благодаря принятию «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» поставленная цель будет достигнута.