06-12-23; просмотров + 71

Игромания (гемблинг, лудомания, игромания): механизм, виды, стадии игровой зависимости
Игровая зависимость (гемблинг, лудомания, игромания) — патологическое влечение к азартным играм, выражающееся в частом в них участии, занимающем доминирующее место в жизни человека и приводящем к девальвации социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Оглавление:
- Определение
- Проблема игромании, исторический аспек
- Как заподозрить игроманию у близких
- Как формируется игровая зависимость
- Игровой цикл или почему люди играют
Проблема игромании, исторический аспект
Проблема игромании существует очень давно. Упоминания о ее различных вариантах можно найти в большом количестве исторических источников, принадлежащих различным эпохам и культурам.
К примеру, не избежали этой порочной страсти и всем известные классики. Баснописец И. А. Крылов был азартным и довольно удачливым игроком в карты. Биограф Крылова В. Ф. Кеневич писал: «Нельзя сказать: он играл в карты. Он жил ими, он видел в них средство разбогатеть. Он отыскивал сборища игроков и проводил с ними дни и ночи».
Крылов играл много лет (с некоторыми перерывами), несмотря на возникающие препятствия и трудности, и поклялся бросить игру навсегда лишь тогда, когда почти все проиграл. Взамен, впрочем, обретя привычку к перееданию.
А. С. Пушкин проигрывал в карты порой десятки тысяч рублей, считая свое влечение к игре самой сильной из страстей. После смерти поэта его карточные долги пришлось погашать Опекунскому совету, назначенному царем. Также не понаслышке был знаком со страстью к игре и крупными проигрышами Ф. М. Достоевский. Властьпредержащие периодически пытались и пытаются бороться с патологическими игроками.
Так, в 1795 г. указом Екатерины II были запрещены игорные дома. В 1801 г. взошедший на престол Александр I издал Указ «Об истреблении непозволительных карточных игр».
Возвращаясь к современности — с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. No 244ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», создающий четыре игровые зоны на территории России и накладывающий множество ограничений на азартные игры.
Как заподозрить игроманию у близких
Влечение может существовать к различным играм (причем, как к одной конкретной игре, так и к разным): от видеоигр до игры в рулетку.
По своей сути игромания относится к социально психологическим (нехимическим, информационным) типам зависимости.
Как и для химических форм зависимости, для игромании характерно:
- выраженное (от навязчивого до практически непреодолимого) влечение к определенной игре или играм;
- сформированная зависимость от игры с повышением настроения, эйфорией в предвкушении участия в игре, активным созданием обстановки для ее реализации и снижением настроения, раздражительностью, агрессивностью при насильственном прекращении игры или невозможности играть;
- прогрессирующие личностные изменения, когда игра становится основной ценностью и мотивом деятельности. Для человека оказывается самым важным обеспечить себе возможность играть (все доступное время и доступные финансы отдаются игре), в ущерб себе и своим близким.
Как формируется игровая зависимость
Оказывается, голуби, как и люди, могут быть азартны, жертвуя малым в надежде на больший выигрыш. Биологи из университета Кентукки обучили птиц клевать кнопки специального устройства, получая награду в виде зернышек. Клевание левой кнопки приводило к появлению голубой или желтой полосы на экране и выдаче трех зерен. А вот воздействие на правую кнопку в 80 % случаев вызывало вертикальную зеленую полосу, оставляя голубя ни с чем, и в 20 % случаев — вертикальную красную полосу, обеспечивая птицу сразу 10 зернами. Интересный итог: подавляющее большинство голубей клевало правую кнопку, выбирая нерегулярный, но обильный результат.
Здесь также имеется не только прямая аналогия, но и более глубинное сходство между формированием игромании и токсикомании (наркомании), например, от алкоголя.
Состояние напряженного ожидания, «взрыв» положительных эмоций при выигрыше, азарт также активизируют «центры удовольствия», любой выигрыш, успех вызывают дальнейшее подкрепление игрового поведения. Более того, разочарование, обида от проигрыша начинает также подстегивать это поведение (так называемое негативное подкрепление).
Здесь следует учитывать способность человека к воображению («я проиграл, но вот сейчас как выиграю!»). Эти переживания также подстегивают «центры удовольствия», усиливая выброс нейромедиатора дофамина.
Кроме того, состояние возбуждения, смены настроения, связанные как с механизмами ожидания выигрыша или борьбы за место, к примеру в сетевом рейтинге, так и с ощущениями при денежном проигрыше, при неожиданном прерывании игры (например, внезапная смерть в аркадах и шутерах — при участии в сетевых играх) вызывают большое напряжение всех систем организма: от сердечнососудистой до мышечной.
Организм расценивает это состояние как стрессовое и выбрасывает в кровь «стрессовые» гормоны — адреналин, норадреналин и т. д.
Выброс в кровь стрессовых гормонов вызывает эйфорию или отчаяние, подъем сил либо повышенную нервозность, так как естественная функция стрессовых гормонов — это экстренная мобилизация организма, направленная на выживание («борись или беги»).
В ответ на поступление таких гормонов поднимается давление, кровь приливает к крупным мышцам, учащается пульс, но при этом снижается кровоснабжение систем, которые «не пригодятся» (не будут задействованы) в предполагаемом действии: например, пищеварительного тракта, половой системы организма. Постоянное «включение» этой системы при игре формирует зависимость и приводит к истощению организма.
Игровой цикл или почему люди играют
В норме для большинства людей игра — это развлечение, отдых, которому можно предаваться эпизодически, от случая к случаю.
Играя в азартные игры, такие люди делают маленькие разовые ставки; выигрывая, обычно уходят; проигрыш надолго отбивает у них желание играть. Некоторые люди (небольшой процент) с помощью игры пытаются заработать (играя, например, в покер либо, с развитием Всемирной паутины, тестируя новые компьютерные игры).
Для людей, попавших в игровую зависимость, игра перестает быть развлечением: это уже смысл жизни, страсть, которую они не могут контролировать. Формируется так называемый игровой цикл.
Игровой цикл:
- фаза принятия решения играть (характерна высокая степень эмоционального напряжения);
- фаза игры (реализация решения играть, возбужденное, азартное состояние, потеря контроля над игровым поведением и своим состоянием, невозможность остановиться в связи с доминирующим желанием продолжать игру, череда выигрышей-проигрышей, завершение игры — в результате проигрыша, долга, внешней причины и т. д.);
- фаза абстиненции (разочарование, депрессия, чувство вины, вплоть до суи цидных намерений, внутренняя борьба, попытка исправить ситуацию, относитель ная стабилизация внутреннего состояния и внешнего положения, зарождение желания возобновить игру и затем настойчивое его усиление до возвращения к первой фазе игрового цикла — принятия решения играть).
Стадии игровой зависимости
1-я стадия (начальная). Формируется влечение к игре. Усиливается желание играть, с ощущением приятного «предвкушения» перед игрой, созданием соответствующих ситуаций. Нарастает частота и длительность игр. Можно говорить о снижении «количественного контроля» — возможно «заигрывание» до степени полного проигрыша (азартные игры) или выраженных усталости и истощения (например, компьютерные игры). На этом этапе человек достаточно критичен, понимает неправильность поведения, способен на длительное время прервать игру.
2-я стадия (сформированная, развернутая). Влечение приобретает трудно преодолимый характер. Человек склонен к самооправданию. Реакция на критику — раздражение, обида, злость. Длительность и частота определяются в основном внешними факторами (лимитом денег, необходимостью идти на работу или учебу и т. п.). Можно говорить о формировании «запойного» характера игровой зависимости. Сам выигрыш делается менее значимым — при получении сразу же пускается в игру. Важен сам процесс. Игромания становится доминирующей ценностью, даже вне игры мысли и переживания сосредоточены на ней. Игроман строит свои системы игры, выделяет «счастливые» комбинации цифр и т. п. Игровой процесс обрастает ритуалами, суевериями.
3-я стадия (финальная). Борьба мотивов отсутствует. Игра — единственная и безусловная ценность. Цель игры — сама игра. В случае азартных игр — деньги воспринимаются как символ игры, возможность ее продолжения. Игроман готов играть ежедневно и неограниченное время, в перерывах между игрой он живет в игровых фантазиях. Отчетливое снижение (вплоть до утраты) моральноэтических качеств (безрассудно занимает деньги, шантажирует родственников) и социального статуса (кражи, невыходы на работу).
Известный пример — китаянка Snowly, игравшая в одну из самых популярных он лайн игр в конце 2005 г., являвшаяся ключевым игроком «клана» и практически не отходившая от компьютера. Причина смерти: физическое истощение. Реакция «сотоварищей» — в игре была проведена виртуальная церемония похорон.
Последствия игровой зависимости
Последствия могут быть трагичными — как в прямом, так и в переносном смысле слова. Попавший в игровую зависимость способен «проиграться», что называется, в пух и прах, потеряв порой все, что имел.
Может лишиться друзей, работы и семьи. может не только обанкротиться сам, но и оставить без средств к существованию своих детей (или других зависящих от него близких). может совершить противоправные поступки — обворовать, ограбить, смошенничать.
А может даже и погибнуть, причем здесь существуют варианты: самоубийство, совершенное в отчаянии, смерть в результате конфликта с посторонними людьми, правоохранниками, а также от, например, инфаркта или инсульта на почве переживаний и даже от истощения.
doclvs.ru