05-12-23; просмотров + 45
Ревматическая полимиалгия: причины, симптомы, диагностика, лечение
Ревматическая полимиалгия — наиболее распространенное воспалительное ревматическое заболевание у пожилых людей и самая частая причина долгосрочного назначения глюкокортикоидов в этой же возрастной группе.
Несмотря на достаточно высокую специфичность симптомов, дифференциально-диагностический поиск включает большое число болезней, в том числе других аутоиммунных заболеваний, инфекционных, эндокринных и опухолевых процессов.
Течение болезни достаточно гетерогенное и непредсказуемое, при этом у 30% больных ревматической полимиалгией выявляется гигантоклеточный артериит. Стероидная терапия обычно приводит к быстрому улучшению самочувствия большинства больных, однако с учетом большого количества сопутствующих патологий в данной возрастной группе чаще встречаются осложнения лечения.
Ревматическая полимиалгия (РПМ) чаще развивается у людей европейского происхождения, хотя может выявляться в любых этнических группах.
Она практически не обнаруживается у лиц моложе 50 лет, при этом ее распространенность увеличивается с возрастом. Средний возраст дебюта болезни превышает 70 лет, при этом 75% больных — женщины. Заболеваемость среди лиц старше 50 лет составляет 100 человек на 100 тыс..
Причины
Этиология РПМ неизвестна, однако в литературе имеются данные об увеличении распространенности РПМ у пациентов с микоплазменной пневмонией и парвовирусом В19, возможными триггерами также являются вирус Эпштейна — Барр и нарушение микробиоты кишечника, однако не все исследователи разделяют данную теорию. Наиболее яркий симптом РПМ — двусторонняя боль и скованность в плечевом поясе, начавшаяся остро или подостро, обычно в сочетании с болезненностью при пальпации плеч. Также у больных часто развивается сопутствующая боль в тазовом поясе и боль по задней поверхности шеи.
Диагностика
Диагноз РПМ устанавливается преимущественно на основании клинической картины в сочетании с островоспалительными изменениями в крови (повышение СОЭ, СРБ). Специального диагностического теста для РПМ не существует. В 2012 году были опубликованы предварительные классификационные критерии, разработанные EULAR и ACR. Входные критерии: возраст старше 50 лет, двусторонняя боль в плечах и повышение СОЭ или СРБ, при этом возможно использование только клинических критериев (необходимая сумма баллов для верификации диагноза равна 4 и более) или как клинических, так и ультразвуковых (сумма баллов равна 5 и более).
Входные критерии: возраст старше 50 лет, двусторонняя боль в плечах, повышение СОЭ и/или СРБ | |
Критерий | Балл |
---|---|
Клинические критерии | |
Продолжительность утренней скованности более 45 мин | 2 |
Боль или ограничение подвижности в бедрах | 1 |
Отсутствие ревматоидного фактора или антител к цитруллинированному пептиду | 2 |
Отсутствие боли в других суставах | 1 |
Ультразвуковые критерии | |
Как минимум одно плечо с субдельтовидным бурситом и/или теносиновитом бицепса и/или синовитом плечевого сустава и как минимум одно бедро с синовитом тазобедренного сустава и/или вертельным бурситом | 1 |
Оба плеча с субдельтовидным бурситом, теносиновитом бицепса или синовитом плечевого сустава | 1 |
При использовании только клинических критериев требуется 4 и более баллов. При использовании клинических и ультразвуковых критериев требуется 5 и более баллов
Дифференциально-диагностический поиск при РПМ может быть достаточно обширным и трудным в связи с частым отсутствием «типичной» или «полной» клинической картины, наличием сопутствующих патологий, привносящих дополнительную симптоматику, а также в связи c трудностью пациентов пожилой возрастной группы подробно описать свои жалобы или течение болезни.
Среди болезней, дебют которых может напоминать РПМ, могут быть другие ревматические заболевания (фибромиалгия, поздно дебютировавший ревматоидный артрит, бурсит плечевого сустава или тендинит, полимиозит), гипотиреоз, вирусные и хронические бактериальные инфекции, а также опухолевые заболевания. Также у всех пациентов с РПМ необходимо проверять наличие симптомов, специфичных для васкулита крупных сосудов — гигантоклеточного артериита. Несмотря на распространенную практику выполнения онкопоиска при выявлении РПМ, в настоящее время связь онкопатологии и РПМ не вполне доказана.
РЕВМАТОЛОГ
С целью диагностики и оценки активности РПМ может использоваться ультразвуковое исследование (УЗИ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронноэмиссионная томография (ПЭТ). Ультразвуковое исследование подходит как для диагностики (выявление субакромиального или субдельтовидного бурсита, теносиновита длинной головки бицепса и синовита плечевого сустава), так и для оценки эффективности лечения при сопоставлении результатов исследования в динамике. Результаты ультразвукового исследования включены в классификационные критерии 2012 года ACR/EULAR.
При МРТ можно выявить те же изменения, что и с помощью УЗИ, однако МРТ может оказаться более чувствительным методом при поиске воспалительных изменений в тазовом поясе.
ПЭТ позволяет выявить повышенное накопление радиофармпрепарата в плечах, области седалищных бугров, плечевых и грудино-ключичных суставов. Дополнительное преимущество ПЭТ — возможность исключить сопутствующее воспаление аорты и ее магистральных ветвей при сочетании РПМ с «Такаясу-подобным» гигантоклеточным артериитом.
Лечение РПМ
Лечение РПМ рассматривается в рекомендациях EULAR-ACR 2015 года и рекомендациях Ассоциации ревматологов России (АРР) 2013 года. Отечественные рекомендации предполагают лечение РМП преднизолоном в дозе 10–20 мг/сут и позволяют увеличить дозу при отсутствии эффекта. После достижения ремиссии рекомендовано снижение дозы преднизолона. В рекомендациях EULAR-ACR указано лечение преднизолоном или его эквивалентами в дозе 12,5–25 мг/сут также с последующим уменьшением дозы, минимальный срок лечения составляет 1 год.
Важное отличие от рекомендаций АРР — допускается добавление к лечению метотрексата у пациентов с высоким риском обострения, осложнений стероидной терапии и стероид-резистентностью. Также среди возможных базисных препаратов для лечения РПМ обсуждается использование лефлуномида, азатиоприна и тоцилизумаба, при этом использование анти-ФНО препаратов не рекомендовано.