05-12-23; просмотров + 66
Боль в суставе после эндопротезирования: какие причины и лечение
Эндопротезирование коленных и тазобедренных суставов широко используется при лечении остеоартрита в тех случаях, когда консервативная терапия оказывается неэффективной.
У большинства больных эндопротезирование позволяет купировать боль и восстановить функцию сустава.
Однако примерно 20% пациентов продолжают испытывать хроническую боль в области операции. В настоящем обзоре рассматриваются вопросы эпидемиологии и патогенеза хронической послеоперационной боли, а также возможности ее предупреждения.
Эндопротезирование коленных и тазобедренных суставов — наиболее популярный в мире метод хирургического лечения остеоартрита (ОА).
ОА — распространенное прогрессирующее заболевание суставов, оно характеризуется хронической болью, потерей качества жизни и неизбежной инвалидизацией.
К сожалению, современные методы консервативной терапии, включающие:
- применение обезболивающих препаратов,
- медленнодействующих противовоспалительных средств (МДПВС, хондропротекторы),
- локальные инъекции глюкокортикоидов (ГК),
- гиалуроновой кислоты (ГлК),
- обогащенной тромбоцитами плазмы (ОТП),
- большое число физиотерапевтических методов.
Далеко не всегда приводят к успеху и тормозят развитие болезни.
Следует учесть, что выраженная клиника ОА, которая становится причиной обращения к ревматологу или хирургу-ортопеду, часто развивается на тех стадиях заболевания, когда уже имеются выраженные структурные изменения и добиться кардинального улучшения состояния пациента с помощью лекарств уже невозможно.
В том случае когда консервативная терапия малоэффективна, сохраняется выраженная боль и есть серьезное нарушение функции сустава, показано проведение хирургической коррекции.
Россия быстро догоняет ведущие западные страны по хирургической активности при ОА: у нас делают около 180 тыс. подобных операций в год.
Отработанная техника операций, использование современных высокотехнологичных эндопротезов и методов их фиксации, активная программа профилактики периоперационных хирургических осложнений (септических, тромбоэмболических и др.) делают ТЭКС и ТЭТБС эффективными и относительно безопасными методами лечения ОА.
Более 80% пациентов довольны исходом операции.
К сожалению, здесь есть определенные проблемы, и одна из главных, которая привлекает в последнее время активное внимание мирового медицинского сообщества, — это послеоперационная боль (ПОБ). Когда пациент направляется на операцию эндопротезирования, он рассчитывает получить облегчение страданий.
Каждый случай ПОБ — это инвалидизированный пациент с катастрофическим снижением качества жизни, разочарованный в современной медицине. Необходимость приема анальгетиков, реабилитации и социальной поддержки приводит к значительным финансовым потерям.
По данным, 41% продолжали прием неопиоидных анальгетиков (преимущественно НПВП), а 23% — опиоидов. Эти цифры убедительно показывают, как много пациентов имеют ПОБ и нуждаются в серьезном контроле болевых ощущений.
Что является причиной развития ПОБ? По современным представлениям, патогенез этого сложен и имеет много компонентов. Их можно разделить на три большие группы:
- связанные с хирургическими осложнениями;
- связанные с сопутствующей патологией;
- связанные с исходно имеющейся хронической болью.
Первая группа причин определяется ошибками и проблемами при проведении хирургического вмешательства. К ним относятся нестабильность эндопротеза, подпротезный перелом кости, а также септические осложнения.
Частота осложнений эндопротезирования может возрастать у лиц пожилого возраста с избыточным весом, выраженной коморбидностью, системными заболеваниями и иммунодефицитом.
Ухудшить результаты оперативного лечения может гетеротопическая оссификация (ГО) — процесс массивного отложения кальцинатов в мягких тканях (мышцах, связках, фасциях), что может вызвать ограничение движений и боль в области эндопротеза.
Причина этого осложнения до конца не выяснена. Предполагают, что его развитие связано с грубыми манипуляциями, приводящими к повреждению мягких тканей, формированию гематом, воспалительной реакции и активации факторов роста.
Вторая группа причин определяется множественностью поражения элементов опорно-двигательного аппарата, которая наблюдается на поздних стадиях ОА, особенно у пожилых больных. Возникающие при разрушении сустава функциональные нарушения приводят к изменению биомеханики всей конечности, в том числе коллатеральной. При этом возникает ОА других суставов, поражение связочного аппарата (тендинит, тендовагинит, бурсит, энтезопатия), а также боль в спине. Так, одной из важных причин появления боли после ТЭКС может стать энтезопатия этой области, в частности «гусиной лапки», а после ТЭТБС — хроническая боль в области трохантера (трохантерит).
Дегенеративно-воспалительные изменения позвоночника (остеофитоз, грыжи дисков, стеноз позвоночного канала, асептический остеит позвонков) способствуют появлению интенсивной боли с иррадиацией по ходу конечности. Такая ситуация характерна, например, для известного синдрома «тазобедренный сустав — позвоночник» (hip-spine syndrome), развитие которого определяется сопряженными нарушениями биомеханики.
Большое значение в развитии ПОБ придается метаболическим нарушениям, и прежде всего ожирению. Это серьезная коморбидная патология, оказывающая значительное влияние на развитие и прогрессирование ОА, особенно коленных суставов. Без сомнений, ожирение следует рассматривать как один из основных факторов риска ПОБ.
С одной стороны, избыточный вес существенно повышает нагрузку на прооперированный сустав и сопряженные структуры, провоцируя биомеханические нарушения и повреждение элементов связочного аппарата, с другой — избыточная жировая ткань является мощным источником системной воспалительной активности.
Нарушение кровоснабжения и токсическое действие свободных жирных кислот приводит к некробиотическим изменениям и массивным некрозам адипоцитов. Это, в свою очередь, приводит к гиперпродукции провоспалительных цитокинов жировой ткани — адипокинов и активации макрофагов, сопровождающейся синтезом ФНО-α, ИЛ-1β, ИЛ-6 и других цитокинов, а также системным повышением концентрации СРБ.
Системное воспаление оказывает негативное влияние на репарацию тканей после хирургического вмешательства, провоцирует неоангиогенез и рост остеофитов. Ожирение ассоциировалось с худшим функциональным исходом и развитием ПОБ.
Третья причина, ассоциирующаяся с серьезным риском развития ПОБ, — уже существующая хроническая боль. Хорошо известно, что боль при ОА может персистировать месяцами и годами, принимая характер хронической. При этой патологии причиной стойких болевых ощущений становится не только периферическое повреждение (изменения ткани сустава — синовит, остеит, разрушение хряща и окружающих структур), но и изменения самой болевой системы.
Длительное возбуждение ноцицепторов приводит к нейропластическим процессам на уровне нейронов задних рогов спинного мозга и вышележащих отделов болевой системы.
При этом возникает феномен центральной сенситизации (ЦС), при котором существенно снижается болевой порог. В этой ситуации даже небольшое периферическое раздражение может приводить к появлению интенсивной боли.
Доказано, что больные с менее выраженными структурными изменениями суставов и более выраженной гипералгезией имели худшие результаты оперативного лечения. Нельзя забывать и о психологических аспектах.
Негативный настрой пациентов на операцию, наличие депрессии и тревожности, «катастрофизация» своего состояния способствуют ухудшению послеоперационного состояния, снижают эффективность реабилитации и ассоциируются с большим риском формирования ПОБ.
ЛЕЧЕНИЕ
Один из основных методов профилактики ПОБ — эффективное обезболивание в преди послеоперационном периоде. Даже при наличии центральной составляющей боли уменьшение периферической ноцицептивной стимуляции способно оказать позитивное влияние на выраженность хронической боли. По мнению ведущих экспертов, успех обезболивания зависит от мультимодального подхода: использования средств, воздействующих на разные звенья патогенеза боли.
Это положение представлено в недавно опубликованных рекомендациях по периоперационному обезболиванию при эндопротезировании корейского (KKRR) и испанского (SECOT-GEDOS) обществ хирургов-ортопедов.
В обоих документах, кроме применения эпидуральной и локальной анестезии, опиоидов и центральных анальгетиков, настоятельно рекомендуется применение нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП).
НПВП широко используют при лечении ОА. Блокируя фермент циклооксигеназу-2, они предупреждают образование простагландина Е2, который играет ключевую роль в формировании периферической и центральной сенситизации.
НПВП подавляют локальное воспаление, вызывающее постоянную активацию ноцицепторов. Кроме этого, НПВП способны блокировать развитие неоангиогенеза и гетеротопической оссификации — важных механизмов, участвующих в формировании ПОБ.
Участие ЦС в развитии ПОБ предполагает использование в комплексной программе обезболивания после ТЭКС и ТЭТБС препаратов, влияющих на центральные механизмы формирования боли. Так, имеются данные о повышении уровня анальгезии и снижении потребности в опиоидах у пациентов, получавших в периоперационном периоде габапентиноиды и дулоксетин.
Принципиальное значение в предупреждении ПОБ придается ранней активации пациентов, применению комплексных реабилитационных программ, а также физиотерапии.
Так, криотерапия, чрескожная электронейростимуляция, лечебная физкультура и другие немедикаментозные методы способны снизить интенсивность боли и улучшить функциональное восстановление после хирургического вмешательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хроническая ПОБ — серьезная проблема для современной хирургии. Она отмечается более чем у 20% больных после ТЭКС и ТЭТБС.
Это многофакторное осложнение, которое связано с течением ОА, особенностями восприятия боли, наличием патологии других отделов скелетномышечной системы. Важную роль в предупреждении ПОБ имеет комплексный контроль боли, медицинская реабилитация и физиотерапия в послеоперационном периоде.
doclvs.ru