04-12-23; просмотров + 53
ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов у детей: лечебные упражнения
Дисплазия - порок развития тазобедренных суставов.
Нарушения отмечаются во всех его элементах: вертлужной впадине, головке бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой.
Изменения в них связаны с недоразвитием этих тканей. Дисплазия тазобедренных суставов отмечается у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков.
С появлением у ребенка навыков вставания и ходьбы увеличивается осевая нагрузка на сустав, что приводит к еще большим изменениям сустава.
Оглавление:
- Лечение положением
- Общие правила по уходу
- Комплекс основных упражнений
Самыми частыми симптомами врожденной дисплазии тазобедренного сустава являются: ограничение отведения в тазобедренном суставе, асимметрия складок на бедре и ягодицах.
Дисплазия может быть односторонней и двусторонней.
При наличии второго варианта ее не всегда легко распознать, т.к. общеизвестный метод точного совмещения кожных складочек ягодиц и паха здесь может не действовать. Чтобы избежать неприятных проблем лучше всего сделать малышу УЗИ или рентгенографию тазобедренных суставов по рекомендации ортопеда.
Лечение дисплазии тазобедренных суставов зависит от тяжести заболевания. В тяжелых случаях оперативное, но чаще консервативное. Обязательным в лечении является ЛФК и массаж.
Раннее начало лечения, обеспечивает оптимальные результаты - полное выздоровление ребенка.
Лечение положением
I. Лечение положением — самая первая помощь.
1) В первые 3 месяцев жизни пеленают с разведением бедер (широкое пеленание). Между согнутыми в суставах и отведенными бедрами кладут вчетверо сложенную пеленку. Ее фикси- руют между бедрами штанишками, пеленкой.
2) Мать обучают правильно держать ребенка. Она поддерживает ребенка одной рукой за спину, прижимая его к себе, другой — под ягодицы (когда мать стоит), ребенок расставленными ножками «обнимает» туловище матери. То же положение ребенка на руках у сидящей матери, лицом к ней: ребенок сидит на коленях матери, которая поддерживает его обеими руками за спину. Нецелесообразно используемое в быту положение ребенка «верхом» на боку у матери, так как при этом положении ребенка позвоночник перестает занимать осевую линию (туловище асимметрично).
3) В положении ребенка «лежа на животе» его стопы должны быть вне матраца. В обычном положении лежа на плоскости обеими ногами – когда стопы принимают положение подошвенного сгибания - усиливается спазм приводящих мышц бедер.
Физические упражнения и массаж
II. Физические упражнения и массаж. Они способствуют улучшению трофических процессов как в тазобедренных суставах, так и в окружающих тканях, содействуют остеогенезу и формированию сустава в функционально правильном положении.
Пассивные упражнения в сочетании с точечным и вибрационным массажем
-
1. И. п. – лежа на спине, ногами к родителю. Производятся сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое, пластичное разведение бедер.
Разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедер и негативную реакцию ребенка на процедуру. Для расслабления приводящих мышц бедер делают точечный массаж с одновременным отведением ноги (ног) при согнутых коленях.
Расслабление приводящей мышцы производится вибрационным массажем указанных на рисунке точек и легким потряхиванием бедра ребенка остальными пальцами взрослого (бедро ребенка лежит на ладони массирующего). Одновременно с точечным массажем и потряхиванием бедра согнутой ноги, ведущим к расслаблению приводящих мышц бедра, постепенно отводят бедро: ребенка кнаружи.
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер покачиванием таза ребенка (при его согнутых ногах).
-
2. И. п.—лежа на спине, ногами к родителю, который одной рукой фиксирует тазобедренный сустав ребенка, согнутой кистью другой руки мягко обхватывает колено ребенка и производит легкое вращение бедра по его оси внутрь с одновременным пластичным легким надавливанием на колено. При этом голень несколько отводится кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедра на вертлужную (суставную) впадину. Полезно упражнение «ладушки» стопами.
Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в «подтанцовывании», садиться на корточки, ползать на четвереньках, переводить ребенка в положение стоя, ходить. Невыполнение этого условия может привести к еще большим изменениям в суставе, так как при нагрузке крыша сустава еще больше сглаживается, а головка бедра еще сильнее деформируется.
-
3. И.п. лежа на животе. Родитель одной рукой фиксирует таз ребенка, положив ладонь левой руки на правую ягодицу ребенка, другой рукой, захватив голень, делая сгибание правойногивколенномитазобедренном суставах.Тожедругойногой.Вэтомположении и при этом упражнении легко достигается движение в тазобедренном суставе в более полном объеме.
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер, покачиванием таза ребенка, лежащегонаопоре, навесу.Оченьполезноупражнениевтеплойводе.
Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов
Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов:
- постель ребенка надо сделать ровной, полужесткой;
- родители должны быть обучены основным упражнениям;
- использовать сочетанный метод лечения: положением, приемами массажа, специальными упражнениями в сочетании с общеукрепляющими и общеразвивающими упражнениями, а также упражнения в воде;
- с разрешения ортопеда рекомендуется лечебное плавание.
Родителям надо проводить физические упражнения 2—4 раза в день по 5—10 мин.
Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры – возможность её проведения в домашних условиях самими родителями.
Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдения всех рекомендаций специалистов.
Комплекс основных упражнений лечебно-профилактической гимнастики
ПРИ ДИСПЛАЗИИ Т/Б СУСТАВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:
1. Ребенок лежит на спине, взрослый сгибает ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах и мягко разводит в стороны - в позу "лягушки".
При выполнении упражнения нужно стремиться к тому, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола. То же упражнение можно проводить из положения на животе, постепенно приводя ноги ребенка в положение "лягушки", как при ползании.
2. Сгибание выпрямленных ног к голове можно проводить в различных вариантах: ноги вместе; ноги разведены в стороны; ноги сведены вместе сгибаются к левому плечевому суставу малыша, затем к правому, затем возвращаются к исходному положению, затем сгибаются попеременн.
3. Разведение выпрямленных ног в стороны, это же можно провести по-разному, например, ноги лежат параллельно полу.
4. Прямые ноги подняты к плечам. Приведение ног ребенка в позу «полу-лотоса». После чего ноги укладываются на стол в позе лотоса.
5. Нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах суставах и голень осторожно развора- чивается внутрь по оси бедра.
6. В положении на животе ноги ребенка поочередно подтягиваются на уровень таза с постановкой на стопу, а затем разгибаются вверх.
Целесообразно чередовать сходные упражнения. Каждое упражнение повторяют от 4-5 до 8-10 раз и обычно проводят с комплексом общеразвивающей гимнастики.
Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры - возможность её проведения в домашних условиях самими родителями.
Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное, аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдение всех наставлений и рекомендаций специалистов.
Рекомендации составил врач травматолог-ортопед: Леонтьев В.С.