04-12-23; просмотров + 49
Ребёнок не разговаривает в 1.5, 2, 3, 4 года: причины, что делать | комментарий специалиста
Что делать, если ребенок не говорит?
Можно ли ждать до 3 лет или нужно бить тревогу раньше?
Каждый ребенок развивается по своему графику.
Но нормы речевого развития все-таки существуют, они отражают обычную последовательность появления навыков (гуление, лепет, первые слова, связная речь) и приблизительный срок, когда это происходит.
И именно они помогают понять, не «буксует» ли малыш на одном из этапов.
Оглавление:
- Памятка для родителей
- Виды нарушений речи у детей
- Полезные советы
Да, каждый ребенок формирует умения в своем темпе, но отслеживать этапы и держать руку на пульсе стоит с рождения малыша.
Именно в первый год жизни у детей появляется лепет, реакция на улыбки и разговоры родителей, первые слова и звукоподражания.
Если до 12 месяцев этого не случилось, это тревожный знак.
Печально, но не все родители об этом знают. А много проблем можно было бы решить легче и проще, обратись они к врачу именно в этот момент. На приеме я часто слышу следующие ложные убеждения, от которых хочу предостеречь молодых мам и пап:
Раз до трех лет диагноз ЗРР (задержка развития речи) не ставят, значит ребенок имеет право молчать
На самом деле нет. Он имеет право не просто молчать. Он должен проходить этапы формирования речи - лепет, гуление, эмоциональное общение, реакция на слова и просьбы.
Хотя, как мы уже говорили, все дети разные: один ребенок к полутора годам уже болтает, а второй более тихий и молчаливый. Но он не должен молчать вовсе. Мало, коротко, неразборчиво, но речь должна звучать.
Нет никаких норм, каждый ребенок развивается индивидуально
И да, и нет. Личная динамика прогресса очень важна, но с помощью норм проще понять, надо ли оставить ребенка в покое или на этом этапе требуется дополнительное обследование, консультация специалиста или занятия, которые скорректируют развитие речи.
Достаточно много говорить с ребенком, развивать мелкую моторику, и он сам заговорит
Так происходит далеко не всегда. При некоторых заболеваниях, например, в случае сложной алалии, умения завязывать шнурки и застегивать пуговицы будет недостаточно, чтобы малыш начал разговаривать. Здесь применяются комплексные методики.
До трех лет молчит - копит словарный запас, а потом как заговорит!
Нет, это не так. Действительно, есть дети, которые стесняются говорить, пока не делают это также хорошо, как и родители. Но они не молчат тотально. В 2-3 года такой ребенок начнет говорить, может быть неохотно, мало, но прогресс будет заметен.
Пойдет в садик, там и заговорит
Не факт. Это справедливо отчасти, но не панацея для всех детей. Если речь идет о задержке, то да - социум подтолкнет развитие, прогресс от общения со сверстниками и новыми взрослыми будет. В случаях тяжелых нарушений речи поможет только комплексная помощь и индивидуальная работа.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТЕЙ-МОЛЧУНОВ»
Пройдитесь по списку сами и обязательно покажите тем, кто считает, что ребенок до трех лет имеет право молчать или накапливает информацию:
- 2,5-3 месяца ➡ держит голову ➡ гулит,
- 5-8 месяцев ➡ садится ➡ появляется лепет,
- 1 год ➡ первые шаги ➡ несколько слов или звукоподражаний,
- 2 года ➡ выполняет простые задания, например, «Дай мячик», «Открой ротик», говорит простые предложения «Хочу сок», «Дай ручку»,
- 3 года ➡ складывает слова в более сложные фразы «Хочу овсяную печеньку», «Купи машинку на пульте»,
- к 5 годам практически взрослая речь «Мама, я хочу позвать на день рождения Даню, Тимофея и Артема».
Если есть сомнения хотя бы по одному из пунктов, то нужно обратиться к неврологу. Далее, возможно, понадобится помощь логопеда и психолога.
❗ КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
- Алалия - ребенок не говорит, при этом у него в порядке слух и интеллектуальное развитие
- Дислалия - плохое произносит звуки, слух и речевой аппарат в норме
- Нарушения слуха - речь не формируется из-за того, что ребенок плохо слышит
- Аутизм - ребенок не испытывает потребности в общении
- Задержка психического развития - задержка речи идет вместе с задержкой развития других интеллектуальных навыков
- Ринолалия – ребенок неразборчиво говорит или молчит из-за дефектов речевого аппарата
- Дизартрия — нечетко проговаривает слова из-за ограниченной подвижности языка, губ, мягкого неба
- Афазия - пропадает уже сформированная речь
- Дисграфия – не может грамотно писать
- Дислексия — ребенка сложно научить читать и писать, при этом не утрачена способность приобретать другие навыки.
Понимаю, что описание речевых расстройств звучит жутковато. Но уверяю вас, каким бы сложным ни казалось заболевание с первого взгляда, с ним можно справиться или скорректировать. Для этого нужна помощь врача.
Педиатр, невролог, лор, логопед и психолог помогут выяснить диагноз и начнут комплексное лечение. Диагностика в раннем возрасте помогает эффективно бороться с нарушениями развития речи. Через некоторое время многие дети нагоняют сверстников, а родители выдыхают.