10-12-23; просмотров + 90
Онкомаркеры: что это, ранняя диагностика рака, роль в диагностике рака, какие онкомаркеры специфичны какому раку?
В УСПЕШНОМ лечении рака, как и другого заболевания, самое важное – это ранняя диагностика. Ранней диагностике способствуют массовые (скрининговые) методы исследования на онкопатологию. К ним относится флюрография, маммография и анализ на онкомаркеры.
Онкомаркеры – это специфические вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности опухлевыми или ассоциированными с ними клетками. Опухлевые маркеры могут обнаруживаться в крови, моче и слюне пациентов.
Ономаркеры являются важной составляющей диагностических мероприятий в онкологии. И особенно, они важны в ранней диагностике рака, в бессимптомной стадии развития болезни. Также измерение уровня маркеров используется в процессе лечения для наблюдения за динамикой развития болезни. Появление онкомаркеров после лечения может дать врачу сигнал о рецидиве еще до того, как это можно будет определить другими методами.
Однако, несмотря на диагностическую и прогностическую ценность анализов на онкомаркеры, появление в крови антигенов не говорит на сто процентов , что у человека опухоль. Стоит помнить, что онкомаркеры не обладают стопроцентной специфичностью.
Опухлевые маркеры могут присутствовать и в крови здорового человека. Причём уровень онкомаркеров может увеличиваться при неопухолевых заболеваниях – воспалительных процессах, хронических заболеваниях, после оперативного вмешательства. Поэтому при выявлении повышенного уровня онкомаркера, необходимо дообследование другими методами.
Маркеры чрезвычайно разнообразны. Их можно разделить на классы:
- иммунологические – ассоциированные с опухолью антигены или антитела к ним;
- гормоны – (ХГЧ, адренокортикотропный гормон);
- ферменты – фосфатазы, лактатдегидрогеназы и др.;
- продукты обмена – креатин, гидроксипролин, полиамины, свободная ДНК;
- белки плазмы – ферритин, церулоплазмин, β2-микроглобулин;
- белковые продукты распада опухолей.
Некоторые из них обладают высокой специфичностью, т.е. характерны для одного вида опухоли, некоторые могут обнаруживаться при различных типах рака.
Известно около 200 соединений, относящихся к опухолевым маркерам, при различных локализациях рака, однако диагностическую значимость имеют около двух десятков белков.
Исследователи долгое время надеялись, что удастся выявить оптимальный набор онкомаркеров, позволяющих про одном заборе крови произвести проверку на все виды опухолей. Но, к сожалению, количество всевозможных онкомаркеров слишком велико. И наличие тех или иных опухлевых маркеров не всегда свидетельсвует о наличии рака, а может сопровождать другое заболевание.
Тем не менее, использование онкомаркеров остается важной составляющей в диагностике рака и поиски новых онкомаркеров продолжаются и сегодня.
Ведь ранняя диагностика рака – это спасенные жизни миллионов людей.
Онкомаркеры представляют собой макромолекулы, в основном белки с углеводным или липидным компонентом. От соединений, продуцируемых нормальными клетками, они отличаются или качественно (опухолеспецифичные) или количественно (ассоциированные с опухолью, но присутствующие также и в нормальных клетках). Они формируются внутри или на поверхности опухолевых клеток, или же в результате индукции образуются в других клетках.
Впервые специфичное вещество выявил 1965 году Джозеф голд в крови пациентов с раком толстой кишки. Это вещество получило название карциноэмбриональный антиген (CEA). К концу 1970 уже были разработаны тесты для определения нескольких видов раков. Новым онкомаркерам стали присуждать нумерованные названия, например, CA19-9 для рака прямой кишки и поджелудочной железы, CA15-3 для рака молочной железы и CA 125 для рака яичников.
Первым из изученных онкомаркеров является человеческий хорионический гонадотропин (ЧХГ), в норме продуцируемый плацентой во время беременности. Было выявлено, что в случае, когда у женщины длительное время после родов сохраняются увеличенные размеры матки в сочетании с высокой концентрацией этого вещества, высок риск развития гестационной трофобластической неоплазии (рака плаценты). Повышение уровня ЧХГ может наблюдаться так же и при других опухолях яичников, и даже при раке яичек у мужчин.
Множество других открытых маркеров для диагностики этих типов раков не получили дальнейшего изучения, поскольку они не показали своего преимущества перед вышеназванными.
Но, к сожалению, специфичность и чувствительность даже признанных онкомаркеров оставляет желать лучшего.
Во-первых, почти у каждого человека можно обнаружить в крови небольшое количество онкомаркеров, что не всегда свидетельсвует о наличии онкологии. значительное повышение уровня онкомаркера нередко наблюдается на более поздних стадиях, когда опухоль уже достаточно развита.
Во-вторых, даже при достаточно высоком уровне онкомаркеров в крови, многие из них являются неспецифичными. Например CEA, применяемый как маркер рака толстой кишки, может быть повышен у пациентов с раком легких и молочных желез. А высокий уровень CA 125 встречается у женщин с гинекологическими заболеваниями неопухолевой природы. Несмотря на то, что онкомаркеры разрабатывались именно для ранней (еще на бессимптомной стадии) диагностики рака, только после изучения под микроскопом биоптата (кусочка ткани) можно с уверенностью ставить диагноз. Как показала практика, только простатоспецифический антиген (PSA) полностью соответствует своему назначению.
Если маркеры не дают сто процентной гарантии правильности диагноза, то зачем они нужны?
Прежде всего, они позволяют выявить группы повышенного риска развития рака.
Кроме того, маркеры позволяют указать предполагаемую локацию опухоли еще до начала обследования. Особенно важно это в случаях с запущенными пациентами, когда опухлевой конгломерат прорастает многие ткани и сложно определить, из какого органа возникла опухлевая ткань. А это необходимо для определения методов лечения. Так же метод онкомаркеров важен для оценки качества лечения при оперативном вмешательстве (для определения вся ли опухоль удалена).
Но следует помнить, когда опухоль оказывается чувствительной к химиотерапии, в результате быстрой и массированной гибели раковых клеток, в кровяное русло может поступать большое количество онкомаркеров. Поэтому повышение уровня онкомаркеров в крови на фоне химиотерапии может быть и благоприятным прогностическим признаком.
Чтобы выявить наличие онкомаркеров, в образец крови (мочи), взятой у пациента, добавляются специфические антитела, образующие с белковой структурой онкомаркера (антигеном) специфические комплексы (антигенантитело), которые определяются специальными лабораторными методами. Если онкомаркеры не связаны с белками (так называемые свободные маркеры) их определяют с помощью других методик. Результат должны оцениваться очень аккуратно и сопоставляться с другими методами исследования, т.к. большинство онкомаркеров могут обнаруживаться и в крови здорового человека.
Простато-специфический антиген (PSA)
Самый достоверный онкомаркер. Благодаря использованию этого онкомаркера для ранней диагностики рака предстательной железы, удалось спасти жизнь и здоровье многим тысячам мужчин. Рекомендуется каждому мужчине старше 40 лет раз в год проходить исследование на наличие PSA. Отрицательным результатом считается PSA менее 4 нг/мл. В пользу рака простаты указывает уровень PSA выше 10 нг/мл. При значительном повышении показателя диагноз рака предстательной железы не требует иного подтверждения (УЗИ, компьютерной томографии, биопсии). Значения PSA от 4 –до 10 нг/мл считается промежуточным результатом.
Пациентам, имеющим такие уровни PSA, показано проведение биопсии простаты. Кроме рака простаты, PSA повышается у пациентов с доброкачественной гиперплазией предстательной железы, у пожилых людей. В таких случаях полезным является измерение свободного (не связанного с белками крови) PSA. Если его уровень составляет более 25% от общего PSA, то вероятность рака простаты невелика. Кроме того, PSA является чувствительным тестом в оценке качества лечения. После хирургического удаления или лучевой терапии уровень PSA должен быть нулевым. Рост показателя PSA после лечения свидетельствует о рецидиве заболевания.
Альфа-фетопротеин (AFP)
Повышается у 2/3 пациентов с гепатоцеллюлярным раком (рак печени). Нормальная концентрация менее 20 нг/мл (нанограмм/мл). Уровень AFP повышается с ростом опухоли, поэтому постепенный постоянный рост альфа-фетопротеина может с высокой степенью достоверности говорит о наличии онкологии. Кратковременное повышение AFP до очень высоких показателей наблюдается при острых и хронических гепатитах (редко более 100 нг/мл), некоторых видах раков яичников и яичек (в 5% случаев).
Одновременное повышение уровня AFP и ХГЧ (хорионический гонадотропин человека), с высокой долей вероятности говорит о наличии рака яичек.
СA 15-3, CA 27.29
Незначительное повышение этих маркеров наблюдается на ранних стадиях рака молочной железы (менее 10% ). С прогрессированием заболевания, уровень онкомаркера может повышаться на 75% и более. Так же возможно повышение уровня этих онкомаркеров при других опухлевых заболеваниях.
Сывороточный Her-2/neu
Используется для оценки прогноза лечения рака молочных желез. При его уровне более 450 fmol/ml следует ожидать худший ответ на химиотерапию и менее благоприятный прогноз для выживания.
CEA
Карциноидоэмбриональный антиген – онкомаркер рака прямой кишки, но может использоваться в оценке рака легких и молочных желез, а также иной локализации: щитовидной железы, печени, мочевого пузыря, шейки матки, поджелудочной железы и даже у здоровых курильщиков.
И все же, наиболее часто CEA используется для подтверждения выявленного другими методами рака прямой кишки.
CA 125
Довольно достоверный маркер для выявления рака яичников. Выявляется у 90% пациентов. Как правило, у них выявляется уровень CA 125 более 30 Ед/мл, а потому этот маркер использовали как скрининговый (просеивающий) метод диагностики. Однако, в дальнейшем было обнаружено, что такая концентрация СА125 выявляется у многих здоровых женщин, а также у женщин с эндометриозом , выпотом в плевральную и брюшную полости, у лиц с раком легких и у лиц, ранее перенесших рак.
CA 72-4, LASA-P
Маркеры рака яичников и опухолей желудочно-кишечного тракта.
Хромогранин А
Онкомаркер, который продуцируется опухолями, исходящими из клеток нервной и эндокринной систем.
NSE
Нейрон-специфическая энолаза – онкомаркер, используемый для оценки состояния больных раком легких и опухолями, исходящими из нервной и эндокринной ткани.
PAP, PSMA
Часто обнаруживается при опухолях костного мозга (например, множественной миеломе, макроглобулинемии). При выявлении данного онкомаркера требуется подтверждение диагноза биопсией костного мозга.
ЧХГ, HCG
Человеческий хорионический гонадотропин – уже упоминали, что данный онкомаркер может свидетельсвовать о раке плаценты. Кроме того, обнаруживаться при некоторых опухолях средостенья.
NMP22
Маркер рака мочевого пузыря. Его чаще всего определяют для контроля эффективности лечения, нередко вместо инструментальной диагностики (цистоскопии).
Сывороточный гаммаглобулин
Другой, менее чувствительный маркер рака простаты.
Тиреоглобулин
Специфический белок, продуцируемый железами щитовидной железы и повышающийся при многих ее заболеваниях. Используется в качестве онкомаркера для ведения пациентов, перенесших хирургическое удаление щитовидной железы по поводу рака. Повышение тиреоглобулина свыше 10нг/мл является признаком рецидива опухоли.
Бета – 2 –микроглобулин (B2M)
Может говорить о наличии множественной миеломы и некоторых видов лимфом (опухоли костного мозга и кроветворной системы). Его определение играет важную роль в оценке прогноза выживания – при уровне выше 3 нг/мл прогноз ухудшается.
CA 19-9
Маркер рака поджелудочной железы, чаще используемый не для диагностики, а в контроле эффективности его лечения. Ненормальным уровнем считают показатель выше 37 ЕД/мл. CA 19-9 может повышаться при некоторых видах рака кишечника, раке желчных протоков.
doclvs.ru