10-12-23; просмотров + 32
Аюрведа: что это за наука? философия и эффективность аюрведы, древнеиндийская медицина
Думаю, что в мире не существует человека, который хотя бы единожды не слышал об аюрведе.
Меж тем, многие рассматривают этот сложнейший комплекс знаний, как некую «антинаучную ахинею», которой не стоит уделять внимания.
Или же бросаются в другую крайность, считая аюрведу единственно правильной медицинской теорией, а о традиционной медицине думают, как о «не заслуживающей доверия». Все это приводит к тому, что одни аюрведу боготворят, другие — презирают, а большинство профессиональных врачей относятся к ней довольно настороженно.
ТАК что же такое АЮРВЕДА?
В общем смысле аюрведу называют «наукой о жизни», «жизненной наукой» или «наукой о долголетии», так или иначе толкуя значения санскритских слов «āyus» («длинная жизнь», «значение жизни», «принцип жизни») и «veda» («знание», «наука»).
На практике же выясняется, что аюрведа – это очень сложная философская система, на полное изучение всех аспектов которой может уйти вся жизнь.
Научный ПОДХОД?
Прежде всего, надо отметить, что большинство людей, которые предлагают «быстрое и естественное исцеление, основанное на НАУЧНОМ аюрведическом подходе» самые обыкновенные шарлатаны.
Конечно, Аюрведа изучается, и многие ее аспекты приняты на вооружение учеными многих стран.
Например, давно доказано, что лекарственные травы, описанные в древнеиндийских трактатах, довольно эффективны, и сейчас они активно используются как в лечебных, так и в косметических целях.
Это такие травы, как:
- амалаки (амла),
- арджуна,
- бала,
- гудучи,
- солодка,
- гуггул,
- трипхала,
- харитаки,
- билвы,
- агнимантхи,
- шионаки – и многие другие.
Но достоинство Аюрведы не только в том, что древнеиндийские мудрецы сумели описать действие тех или иных трав на человеческий организм. Они создали свою, совершенно отличную от западной, философию медицины, каждый элемент которой тесно взаимосвязан с другими аспектами повседневной жизни человека.
Тем не менее, официальные медицинские источники на вопросы об аюрведе отзываются с осторожностью, в основном отвечая общими фразами, вроде: «эффективность аюрведических методик не подтверждена достаточным количеством строгих клинических испытаний». Ключевыми здесь являются слова «достаточным количеством».
То есть, испытания сами по себе имели место быть – просто их недостаточно, чтобы раз и навсегда подтвердить факт абсолютной эффективности аюрведических методов лечения и профилактики болезней или таковой факт опровергнуть.
Другой момент – собственно качество этих самых испытаний. Дело в том, что некоторые исследования аюрведы, мягко говоря, не заслуживают доверия.
Часто, в рекламных целях, недобросовестные псевдоученые подгоняют результаты испытаний под определенные данные. Стоит ли говорить, что ряд исследований сомнительной достоверности уже подорвали доверие серьезных экспертов к аюрведе, как к самостоятельной методике лечения?
К тому же, многие постулаты дрвнеиндийских текстов, кажутся откровенным бредом любому здравомыслящему человеку. Например, использование больших доз ртути в лечебных целях. Да, определенную пользу в лечении конкретной болезни такой сомнительный метод, может быть, и даст, но сколько же вреда он за собой повлечет?
Другие, «доказанные» положительные эффекты от аюрведы, большинство специалистов списывают, на, так называемый, «эффект плацебо» (улучшение здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального).
МЕДИЦИНА и философия
Рассматривать Аюрведу лишь как медицинское знание было бы самой большой ошибкой. Это не просто набор методик лечения и профилактики болезней – это целая философия, в основе которой лежат древнеиндийское восприятие мира и потрясающие для того времени знания о природе человека.
Возможно, именно слиянием научного и философского подхода (вероятно, первым в истории человечества, ведь Веды, которые являются источником Аюрведы, считаются самыми старыми классическими источниками научного знания) это учение сумело пережить тысячелетия и дойти до нас в том виде, которое сегодня используется многими людьми. Таким образом, гармонично соединяя практическое знание и повседневную мудрость, Аюрведа стала абсолютно уникальной системой методик по лечению и поддержанию здоровья общества.
Именно общества. Ибо, как и любое индийское учение, Аюрведа это своеобразная «наука о счастье», в которой здоровье является ключевым моментом этого самого «счастья», и здоровье каждого отдельного индивида приводит к здоровью общества в целом, что является ключом к счастливой жизни. Таким образом, лечение больных людей и поддержание здоровья здоровых людей – две основополагающие задачи этой «науки о долголетии».
Мудрая философия, с подобным трудно спорить, согласитесь?
Конечно же, аюрведическая философская наука сложна. Невероятно сложна, хотя в основе ее лежат, в общем-то, простые вещи.
Если в двух словах, то древнеиндийские мудрецы считали, что в мире существуют 5 «стихий», которые влияют на здоровье человека. Это соответственно: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Не углубляясь в хитросплетения индийской мысли, достаточно сложной для славянского восприятия, скажу лишь, что все эти элементы находятся как внутри нашего организма, так и вокруг нас. Грубо говоря, эти пять стихий есть то, из чего состоит все сущее. Изначально в нашем организме наблюдается хрупкое равновесие между всеми элементами.
А что такое болезнь? Это нарушение равновесия, нарушение гармонии этих элементов. Причинами нарушения могут быть самые разные вещи – от изменения погодных условий, до неправильной еды. Чаще всего наш организм, который, конечно, стремиться к равновесию, может сам восстановить гармонию элементов и вернуть себе здоровье. В других случаях – ему надо помогать.
Важнейшим понятием в этой философии являются «три Дошу». «Доша» – это объединение изначальных элементов друг с другом. Различные объединения создают различные «Доша», но не любые элементы могут соединяться друг с другом. Всего их три:
- Объединяя эфир и воздух, мы получаем Вата дошу. Философия аюрведы определяет Вату, как управление движением. Это довольно сложно понять, но все, что движется в нашем организме (движение грудной клетки при дыхании, кровообращение, выделительная функция и т.д.) движется посредством Ваты.
- Огонь и вода объединяются в Питта дошу. Питта доша отвечает за функцию изменения. Преобразование пищи в энергию – типичный пример функции Питты.
- Наконец, преобладающие элементы вода и земля объединяются, чтобы формировать Кафа дошу. Кафа – это рост и защита нашего организма. Именно эта сила «ответственна» за то, чтобы наши организм рос, как полагается, наши кости и органы были защищены от любого инородного вмешательства.
Каждая из дошу обладает свойствами первоначальных элементов, поэтому для того, чтобы увеличить присутствие того или иного элемента в организме, нужно употреблять в пищу или принимать лекарства именно из тех веществ, из которых состоит та или иная Доша. Это не значит, что надо есть землю или глотать воздух. Просто нужно иметь в виду, что:
- если вы принимаете слишком жирную или слишком горячую пищу в вас увеличивается Питта;
- если слишком холодную или сухую – Вата;
- слишком тяжелую – Кафа, ну и так далее.
Сочетаний довольно много, важно лишь знать, что все, что мы принимаем внутрь, никогда не проходит бесследно для нашего организма.
Древнеиндийская медицина
Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. В аюрведе различают шесть вкусов, каждый из который обладает своими свойствами и, будучи связан с определенным эмоциональным состоянием человека, может влиять на его организм как положительно, так и отрицательно.
- Сладкий вкус(Madhura) дает как радость, удовлетворение, но при злоупотреблении может проявиться склонность к лени, нежелание решать проблемы;
- Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес;
- Соленый (Lavan) – чаще всего вызывает склонность испытывать наслаждения, но при излишнем употреблении человек будет склонен к гедонизму; соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес;
- Кислый вкус (Amla) стимулирует разного рода деятельность, но при частом употреблении дает такие эмоции, как обида и зависть; Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес;
- Горький (Katu) – дает чувство легкой неудовлетворенности, которая стимулирует к действию, тонизирует, но обратная сторона – чувство огорчения; Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес;
- Острый вкус (Tikta) при излишнем употреблении может вызывать гнев; Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес;
- Вяжущий вкус (Kasaya) порождает чувство страха. Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.
В зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии находится человек, возникает желание употреблять продукты того или иного вкуса. По предпочтениям определенных вкусов человеком можно определить, в каком он состоянии. Также, зная состояние человека, с помощью вкусов можно его корректировать. Поэтому можно определить, какие вкусы полезны тому или иному человеку, а какие – не очень.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЮРВЕДЫ
Так в чем же уникальность этого философского и научного учения, которое сумело пережить более трех тысяч лет и стать пособием, по которому живут миллионы людей?
Дело в том, что, по большому счету, некоторые методики аюрведы действительно эффективно лечат болезни и помогают поддержать здоровье. Конечно, современному человеку довольно сложно воспринять концепцию «трех Доша», однако, какая разница, какая именно философия лежит в основе методики лечения, если оно помогает?
Еще одним важнейшим элементом аюрведы, которым она обязана своему успеху, является индивидуальный подход к каждому больному. В каждом человеке, согласно учению древних Индийцев, концентрация пяти изначальных элементов разная, соответственно, и лечение должно быть разным.
Фундаментальный подход, который подкупает своей новизной, правда? К тому же, всегда можно сказать, что лечение, которое помогло вашему соседу, который, также, как и вы, занимался аюрведой, не помогло вам, потому что вы что-то сделали неправильно, ибо в вас другая концентрация Доша. Очень удобно и избавляет от многих проблем.
Тем не менее, отрицать факт глубокой эффективности некоторых аюрведических методик было бы глупостью. Многие, очень многие люди избавились от своих недугов именно благодаря мудрости древнеиндийских философов и врачей.
Важно лишь не «перегибать палку» и не бросаться из крайности в крайность. Гармонично сочетая методы традиционной медицины и аюрведические практики по сохранению и укреплению здоровья можно добиться поразительных результатов. А ведь именно этому нас учат древние философы – гармонии.
Будьте здоровы!
doclvs.ru