
Роль дисциплины «патологическая анатомия» в подготовке врачей-стоматологов
С.Н. Андрус, Е.Е. Пищенко
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ» В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Кафедра анатомии и общей патологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко г. Тирасполь, Приднестровье
  Вопросам образования в подготовке врачей – стоматологов уделяется в последнее время достаточно большое внимание, направленное на многогранное и полноценное формирование специалиста, ориентирующегося в вопросах не только своей, но и смежных специальностей. Патологическая анатомия является фундаментальной наукой в системе высшего медицинского образования. Дисциплина «Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи» входит в основную общеобразовательную программу. Рабочая программа по данной дисциплине составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Стоматология», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
  Целью освоения дисциплины «Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи» является изучение структурных основ болезней с акцентом внимания на орофациальную патологию (патологию головы и шеи), для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача – стоматолога общей практики. Патологическая анатомия широко использует современные достижения других медицинских и биологических наук, обобщая фактические данные биохимических, патофизиологических, морфологических, генетических, молекулярных и других методов исследования с целью установления структуры и функции клеток органов и систем при различных заболеваниях. Эта дисциплина охватывает широкий круг теоретических и прикладных вопросов, таких как общепатологические процессы, структурные основы синдромов и болезней, этиология, патогенез и морфогенез, нозология и диагноз, патоморфоз и ятрогении, критерии морфологической диагностики болезней. Таким образом, патологическая анатомия является одной из базовых дисциплин, которая тесно взаимосвязана с рядом дисциплин, таких как гистология, эмбриология, цитология; микробиология, вирусология; иммунология и патофизиология.
  Задачами учебной дисциплины являются: изучение стереотипных общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления конкретной болезни; ознакомление с этиопатогенетическими и морфологическими проявлениями болезней на разных этапах развития с акцентом внимания на орофациальную патологию; рассмотрение структурных основ выздоровления, морфологических аспектов и механизмов процессов компенсации и приспособления организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий окружающей среды; изучение патоморфоза болезней, возникающего в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением.
  Изучение курса дисциплины «патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи» включает три раздела, связанных единством целей, задач и требований:
  Общую патологическую анатомию – доклиническую теоретическую медико – биологическую дисциплину, в которой излагаются патология клетки и общепатологические процессы, лежащие в основе всех заболеваний;
  Частную патологическую анатомию – клиническую дисциплину, изучающую структурные основы болезни, в которой посмертно и прижизненно изучаются этиология, патои танатогенез, морфологическая характеристика отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия);
  Патологическая анатомия головы челюстно – лицевой области – клиническую дисциплину, изучающую морфологические основы болезней орофациальной области, их причины, патогенез, осложнения, исходы.
  При организации учебного процесса в первую очередь учитывается оптимальное сочетание теоретической подготовки студентов и освоение ими практических навыков. Большая часть времени на практических занятиях отводится рассмотрению теоретических вопросов. Практическая часть занятий предусматривает изучение макрои микропрепаратов по соответствующей теме. Разработанный алгоритм описания структурных изменений органов и тканей при различной нозологии, позволяет студенту грамотно и логично охарактеризовать препарат, выделяя ключевые диагностические признаки, сочетание которых позволяет сделать обоснованное клинико-морфологическое заключение. Также на практическом занятии используются тестовые задания и ситуационные задачи, способствующие формированию навыков клинико-анатомического анализа у будущих врачей-стоматологов. Контрольные вопросы для практических занятий и самостоятельной работы являются базовыми вопросами итоговых занятий по основным разделам данной дисциплины, с учетом особенностей патологических состояний и заболеваний зубочелюстной системы, а также клинико-морфологическую диагностику вторичных изменений в орофациальной области при различных заболеваниях.
  Изучая дисциплину «Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи» студенты осваивают следующие компетенции, такие как проведение опроса с физикальным осмотром, клинического обследования, с последующей интерпретацией результатов современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, оформление медицинских карт амбулаторного и стационарного больного. Сформированные умения, позволяют обосновывать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространённых заболеваний, в частности стоматологических. Осваиваются навыки клинико – анатомического анализа с целью логического построения медицинского заключения (диагноза) и выработки профессиональной тактики в различных клинических ситуациях.
  Учитывая все выше изложенное, изучение дисциплины «Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи» является теоретической базой, необходимой для изучения клинических дисциплин (общая хирургия, инфекционные болезни, фтизиатрия, внутренние болезни, челюстно – лицевая хирургия и т. д), а так же возможность использования полученных знаний в практической работе врача – стоматолога.
  Литература:
- 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования подготовки 31. 05. 03 «Стоматология».
- 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 96 от 09.02.2016 года.
doclvs.ru
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.