Восстановительное лечение детей после травмы локтевого сустава

Восстановительное лечение детей после травмы локтевого сустава

И.Ф. Гарбуз

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ТРАВМЫ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА

Кафедра травматологии, ортопедии и ЭМ медицинского факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко г. Тирасполь, Приднестровье

  Локтевой сустав у детей является сложной анатомической структурой, в связи с чем восстановительное лечение как после оперативного вмешательства, так и после закрытой репозиции костных отломков с транскутаной фиксацией спицами сложен и специфичен. Реабилитация функции сустава должно начинаться как можно скорее, после снятия гипсовой повязки. Комплекс восстановительного лечения у этой группы больных зависит от времени, прошедшего с момента повреждения и характера самого повреждения. В связи с чем, восстановительное лечение условно делится на три периода:

  • первый период – период пребывания больной конечности в гипсовой повязки;
  • второй период – период после снятия гипсовой повязки (3 недели);
  • третий период – период начала нагрузки травмированной конечности.

  Цель исследования: определить оптимальный и эффективный вариант реабилитационного лечения детей после травмы локтевого сустава.

  Материалы и методы исследования – Под нашим наблюдением за последние 6 лет находились 72 детей различного возраста и пола, перенесших травму локтевого сустава из которых: чрезмыщелковый перелом плечевой кости – 18; перелом головки мыщелка плечевой кости – 15; надмыщелковый перелом плечевой кости – 12; апофизиолиз медиального надмыщелка плечевой кости – 14; перелом шейки лучевой кости – 9; вывих костей предплечья – 14. Всем больным произведены в зависимости от диагноза сложные вмешательства с последующей иммобилизацией не меньше 30 дней.

  В первом периоде после наложения гипсовой повязки назначалось лечебная физкультура в виде статическое напряжение мышц травмированной конечности, движения пальцами кисти и объезательно как можно больше двигать здоровой конечностью. Параллельно больные дети получали щадящий, отвлекающий массаж в виде поглаживания пальчиков травмированной конечности, рефлекторно-сегментарный массаж здоровой конечности. Эффективность реабилитации повышается при одновременном применении и физиотерапевтических методов как тепло-, светои электролечение.

  После снятия гипсовой повязки и после удаления фиксаторов и контрольной рентгенографии локтевого сустава в зависимости от степени сращения начинался второй период реабилитации.

  Назначалось щадящее лечебные упражнения которое включало:

  • 1. Нефорсированные сгибательно-разгибательные движения в локтевом суставе, ротационные движения предплечья, активные движения в лучезапястном суставе и движения пальчиков;
  • 2. Поврхностный массаж мышц предплечья и плеча с максимальной защитой области локтевого сустава с последующим переходом на более глубокий массаж. Процедура всегда начинается с пальчиков и постепенно, незаметно для больного ребенка продвигается в проксимальную сторону. Лечебные упражнения должны проводится нежно в фирме игры создавая больному ребенку положительные эмоции.
  • 3. Паралельнно больной ребенок получает теплые отвлекающие ванны на травмированный локтевой сустав; электрофорез с новокаином на локтевой сустав. Весь этот период у ребенка травмированная рука находится на косынке.

  Спустя 3 недели снимается косынка и начинается третий период восстановительного лечения начинаются более активные движения в локтевом суставе самим ребенком под контролем методиста и до появления нежных неприятных ощущений, этой рукой больной начинает пользоваться (берет ложку, игрушку и другие нетяжелые предметы); получает массаж мышц кисти предплечья и плеча.

  Массаж выполняется в полном объеме начиная от разминания и кончая тонизирующим этапом массажа. Массаж выполняется в сочетании с лечебными упражнениями для локтевого сустава. Больной ребенок параллельно получает на область локтевого сустава парафиновые аппликации; электрофорез с Nacl или Kj. Запрещается насильственное разгибание или сгибание в локтевом суставе, носить этой рукой тяжести.

  Обсуждение материалов: Из всех 72 больных детей получали лечение вышеуказанное только 59 – у всех функция в локтевом суставе восстановлено в полном объеме уже через 2,5–3 месяца. 13 детей получали с первого дня форсированную разработку с тонизирующим массажем мышц конечности; парафиновые аппликации; электрофорез с раствором лидазы.

  На контроле через месяц объем движений в пределах 30–40 градусов. Ребенок боится врача, щадит больную руку, при попытке определить объем движений в суставе определяется стойкая психогенная сгибательно-разгибателшьная контрактура.

  Произведена коррекция реабилитационного лечения. 4 больных выполнили рекомендации и спустя 4 месяца функция восстановлена на 85–90 %; 9 больных, которые лечились собственным способом, пренебрегая педиатрической спецификой, функция восстановлена полностью спустя 6 месяцев у 6 больных и у троих сгибание до 45 градусов, разгибание до 170 градусов.

  Выводы:

  • 1. В отличие от взрослых детский организм не переносит насилия при разработке функции суставов, что необходимо учитывать при назначении реабилитационного лечения;
  • 2. Необходимо считаться и с психоэмоциональным фактором ребенка, который играет первостепенную роль при восстановлении функции сустава;
  • 3. Разработка функции локтевого сустава должна быть щадящей, нежной, дозированной лучше всего в форме игры;
  • 4. После каждой разработки необходимо показать маленькому пациенту её результативности.


Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.


Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

имеются противопоказания