Некоторые особенности гигиены труда и состояния здоровья сотрудников городского автобусного парка муниципия Кишинева

Некоторые особенности гигиены труда и состояния здоровья сотрудников городского автобусного парка муниципия Кишинева

А.И. Гарбуз

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ГОРОДСКОГО АВТОБУСНОГО ПАРКА МУНИЦИПИЯ КИШИНЕВА

Кафедра Общей гигиены Государственного Университета Медицины и Фармации им. Николае Тестемицану г. Кишинев, Молдова

  Одной из основных задач службы общественного здоровья является оценка состояния здоровья в соответственной взаимосвязи с факторами окружающей среды, включительно и факторы рабочей среды. На базе этих исследований разрабатываются нормативы и профилактические меры по улучшению рабочего места. В итоге именно состояние здоровья человека является интегрирующей частью главного концепта гармоничного развития и прогресса в общем.

  Состояния здоровья определённого контингента всегда взаимосвязано со многими общественными факторами, как например: доход, работа, жилье, коммунальные удобства, качество и доступность к медицинским услугам, воспитание и многое другое. Человечество достигло многих прогрессов в 20-ом веке в экономике, здравоохранении, организации труда, технологическом развитии и конечно же в отрасли общественного транспорта.

  Самое старое предприятие общественного транспорта или производящее пассажирские перевозки из Республики Молдова основано в 1889 году и представляло из себя трамвайное депо с гужевой тягой с последующей эволюцией в 1913 году и переходом на трамвайный транспорт с электрическими двигателями. В наши дни это предприятие называется RTEC (управление электрического транспорта муниципия Кишинэу) где посредством постоянного прогресса и развития увеличивались объёмы работы и создавались рабочие места, что способствовало росту качества предоставляемых услуг.

  Согласно анализу, проведенному отделом социо-гигиенического мониторинга, сфера общественного транспорта находится в состоянии постоянного развития, а значит, что все больше и больше людей вовлечены профессионально в деятельность этой сферы и по данным Национального Бюро Статистики на 2014 год насчитывалось около 39000 человек, которые являются официально профессионалами в перевозке пассажиров.

  Обеспечение гигиенических условии труда, поддержание оптимальных параметров рабочей среды, особенно на предприятиях с общественным назначением, а именно таких как общественный транспорт и перевозка пассажиров , требует к себе особого внимания со стороны специалистов по гигиене и общественному здоровью.

  Специализированная литература по гигиене и санитарии, общественного здоровья описывает некоторые проблемы из данной отрасли, но, к сожалению, далеко не в полном объёме. В 70-х годах, учеными СССР была немного описана заболеваемость по некоторым оценочным показателям, но отсутствия на тот момент современной аппаратуры и методов по исследованию физических и химических факторов, а также более скрупулезной диагностики и анализа состояния здоровья рабочих из сферы общественного транспорта не позволило углубить исследования.

  Исходя из этих некоторых аспектов чувствуется острая необходимость произвести исследования всех видов известных факторов рабочей зоны водителей и кондукторов и всех других контингентов, привлечённых к работе в сфере общественного транспорта. А также необходимо досконально обследовать и определить реальное состояние здоровья сотрудников этих предприятии. Акцент главным образом будет расставлен на главнообразующие факторы рабочей среды, а именно на микроклимат, который обусловлен резкими и кардинальными изменениями, и уход за пределы нормы в соответствии с сезоном года. Другой фактор, но не менее важный с точки зрения гигиены труда и общественного здоровья, это производственный шум.

  К сожалению, шумность нашего города и придорожной местности превышает безопасный уровень и уже не соответствует уровням, описанным в санитарных нормах и специализированной литературе по гигиене. Чрезмерная шумность обусловлена множеством факторов, увеличения дорожнотранспортного патока, старые технические средства, отсутствия адекватных мер профилактики и технической борьбы с феноменом шумного засорения, в условиях которого вынуждены работать перевозчики общественного транспорта. Результаты современных исследовании вырисовывают этот фактор на фоне других с особой важностью, так как он является стартером многих хронических заболевании, среди которых и болезни сердечно-сосудистой системы, а это согласно ВОЗ одна из глобальных проблем.

  Не маловажным фактором в данном контексте является режим работы и вынужденная позиция на рабочем месте, которая в совокупности с резкими изменениями в показателях микроклимата и постоянной вибрации создают всевозможные условия для специфических заболевании опорно-двигательного аппарата и других сопутствующих проблем для здоровья рабочих из этой сферы.

  Чувствуется необходимость исследовать общее пищевое состояние, так как в большинстве случаев организованным питанием сотрудников этих предприятии никто не занимается, что в свою очередь приводит к неправильному питанию, дисбалансу веществ и расстройству некоторых функции основного метаболизма с последующей декомпенсацией и установлению патологических состоянии с частой их эволюцией в хронические.

  Психологическое напряжения и внимания также остаётся не до конца исследовано, хотя представляет из себя очень важный фактор с отрасли общественного транспорта.

  Оценка этих и многих других факторов детерминантов рабочей среды сотрудников предприятии общественного транспорта города Кишинева позволит разобраться во многих санитарных вопросах касающихся этой сферы с точки зрения гигиены и общественного здоровья. Результаты могли бы помочь разработать и внедрить меры профилактики, что в свою очередь снизило бы заболеваемость некоторых специфических заболевании характерных данным контингентом, вовлеченным в работу на предприятиях общественного транспорта.

  Литература

  • 1. Poenaru Maria, „Sănătatea publică în strategiile de dezvoltare durabilă”, Management în sănătate, nr.3, 2007, p.21–25.
  • 2. Doboş Cristina, “Serviciile publice de sănătate şi dezvoltare socială” Calitatea vieţii, nr. 3–4, 2005, pag. 373–385.
  • 3. А.П. Мартынова, Гигиена труда в промышленности, Москва, 1988, 199с.
  • 4. Афанфсьева Р. Ф., Бобров А. Ф., Лоскин Т. К., Интегральная оценка оптимального микроклимата и теплового состояния человека, Медицина труда и промышленная экология, nr. 5, 2003 стр 17–21.
  • 5. Бузунов В. А.,Производственные факторы и возростная работоспособность, Киев, издание „Здоровье”, 1991, 161 с.
  • 6. Вайсман А. С. 1989 Безопасность на транспорте.
  • 7. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий среды. Р. 2.2. 2006–05 Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора.М., 2005, No3, С. -3–144.
  • 8. Фридлянд И.Г. Гигиена женского труда, Л, изд. „ Медцина”, 1975, 207с.
  • 9. Barbarosie Catalina, Bucuresti Benhard, Goncearz Andre, Legislatia si politicile in domeniul Sanatatii si securitatii in munca, Chisinau, 2010, 187 p.
  • 10. Мальцева О.М. Реакции организма человека на воздействие опасных и вредных производственных факторов (метрологические аспекты). Справочник. Том.1. М.
  • 11. Friptuleac Gr., Mesina V., Morari Maria, Igiena Muncii Chisinau, 2009, 366 p.
  • 12. Белов С.В. Безопасные производственные процессы „Mашиностроениe”, 1985, 448 с
  • 13. Păuncu Elena-Ana, Medicina muncii. Teorie şi practică. Editura “Orizonturi universitare”, Timişoara, 2008, 416 p.
  • 14. Alexa Lucia, Gavăt Viorica, Melinte C., Curs de igienă, Iaşi, 1993, 384 p.
  • 15. Vangheli V., Rusnac D., Igiena muncii. Centrul Editorial-Poligrafic Medicina USMF „Nicolae Testemiţanu”, Chişinău, 2000.
  • 16. Aristotel Cocârlă, Medicina ocupațională, Cluj-Napoca, 2009.
  • 17. B. D. Karpov, V. E. Kovşilo, Ghid informativ la Igiena Muncii.
  • 18. S. V. Alekseev, V. P. Ustenco – Igiena Muncii, Moskova, 1989.
  • 19. Manu P., Niculescu T., Practica medicinii muncii. Editura medicală, Bucureşti, 1978, 114 p. 117.
  • 20. Directiva 91/322/CEE din 29.05.1991 privind stabilirea valorilor limită cu caracter orientativ prin aplicarea Directivei 80/1107/CEE a Consiliului privind protecţia lucrătorilor împotriva riscurilor legate de expunere la agenţi chimici, fizici şi biologici.
  • 21. Directiva 2003/10/CE din 06.02.2003 a Parlamentului european şi a Consiliului privind cerinţele de securitate şi sănătate referitoare la expunerea lucrărilor la riscuri generate de agenţi fizici (zgomot).
  • 22. Tefas L.G, Hota A.,Ionuţ R.I.et.al. Hipertensiunea arterială în expunerea cronică, profesională la zgomot. Conferinţa naţională de medicină a muncii. Arad, 2003, p.9.
  • 23. Morariu S., Morariu A., Hipertensiunea arterială, boală legată de profesie. Conferinţa naţionala de medicină a muncii. Arad, 2003, p.1–3.


Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.


Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

имеются противопоказания