Популярная информация
Ведение здорового образа жизни: законодательные меры стимулирования населения к ведению здорового образа жизни
Российская Федерация, провозгласив себя демократическим государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), одновременно приняла на себя обязательство проводить в жизнь реформы, направленные на обеспечение защиты достойной и свободной, здоровой жизни людей.
В настоящее время вопросы здорового образа жизни постоянно находятся в центре внимания политиков, законодателей, международных и национальных организаций, ответственных за здоровье и благополучие населения.
Поэтому нам крайне важно оценить значение правовых норм в сфере формирования здорового образа жизни с позиций их необходимости и достаточности для достижения поставленных целей.
Законодательные меры стимулирования населения к ведению здорового образа жизни: роль медицинских организаций
Из документов универсального характера хотелось бы в этой связи отметить в первую очередь Алма-Атинскую декларацию ВОЗ-ЮНИСЭФ (1978).
В ней закреплены следующие основные принципы: охраны и укрепления здоровья различных групп населения; борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями, иммунизации и вакцинации против основных эпидемических заболеваний, охраны и укрепления психического здоровья, обеспечения здоровья матери и ребенка, информирования по проблемам охраны здоровья, участия населения в планировании и осуществлении медико- социального обслуживания, ответственности правительств за состояние здоровья населения.
Далее заслуживает внимания Оттавская хартия по укреплению здоровья (1986), в которой понятие «укрепление здоровья» определено как процесс, дающий людям возможность влиять на свое здоровье и улучшать его.
Хартия предлагает конкретные действия по укреплению здоровья: проведение государственной политики, учитывающей интересы здоровья; создание благоприятной окружающей среды; поддержка действий на уровне местных сообществ, развитие личностных навыков, направленных на укрепление здоровья, включая предоставление информации о факторах, влияющих на здоровье; переориентация системы здравоохранения с лечебно-диагностических услуг на укрепление здоровья.
Наконец, представляет интерес Московская декларация (Москва, 28—29 апреля 2011 г.), которой предписывается: внедрять национальные стратегии по продвижению здорового образа жизни и профилактике; применять экономически эффективные меры (налоговая политика и т. д.) для снижения общих факторов риска, таких как употребление табака, неправильное питание, отсутствие физической активности и злоупотребление алкоголем; укреплять систему информирования о здоровье для мониторинга изменения бремени неинфекционных заболеваний, факторов риска.
Среди современных международных актов привлекает внимание решение о создании новых общих основ политики, принятое в 2013 г. в ходе 62-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ на Мальте, — «Здоровье-2020: Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия».
Следует заметить, что в Российской Федерации вопросы охраны здорового образа жизни в концептуальном плане нашли свое отражение намного раньше в следующих документах:
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 No 1351;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 No 1662-р;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 No 537;
- Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.;
- Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 No 2128-р;
- Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 No 1563-р;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 No 1873-р;
- План мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2012 No 1134-р;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 No 761.
Целесообразность разработки и принятия Российской Федерацией в лице компетентных органов следующих правовых предписаний: Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. (ВП-П8-2322), утв. Правительством РФ 24.04.2012 No 1853п-П8; федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 No 7; Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No 294.
Вышеуказанные концепции и программы внедряют в общественное сознание универсальные ценности, определяют приоритеты общества и государства, позволяют не только обозначить цели, к которым должны стремиться законодатели и правоприменители, но и оценить значение правовых норм в сфере охраны здоровья.
Итогом развития законодательства об охране здоровья человека в рамках вышеперечисленных концепций стало принятие Закона об охране здоровья, определяющего правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов власти всех уровней; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских работников.
Закон об охране здоровья является фундаментальным и принципиально новым нормативным правовым актом, призванным не только систематизировать основные постулаты, выработанные теоретиками права, но и определить дальнейшее направление развития правовой базы в сфере профилактики охраны здоровья человека (ст. 12 Закона).
Однако в целях формирования у населения бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих одного закона недостаточно. Российское государство идет по пути последовательного и целенаправленного формирования законодательной базы в исследуемой сфере. С одной стороны, национальное законодательство по вопросам охраны здоровья человека и формирования здорового образа жизни сравнительно молодое. С другой — законы и законопроекты, разработанные и принятые с 1996 г. по сегодняшний день, создали прочный фундамент для реализации гражданских, административных и уголовно-правовых норм в этой сфере.
Согласно проекту Федерального закона No 583370–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“» п. 1 и п. 3 ст. 12 предлагается изложить в следующей редакции: — п. 1: «разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, поддержания периода долголетней активной жизни, снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ»;
— п. 3: «осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними, раннему выявлению признаков преждевременного старения»
Все законы, влияющие на формирование здорового образа жизни у населения, можно условно разделить на три группы:
- 1) законы, изменяющие характер индивидуальных предпочтений, например нашумевший Федеральный закон от 23.02.2013 No 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а также Федеральный закон 22.11.1995 No 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
- 2) законы, направленные на расширение возможностей выбора более здорового поведения, например федеральные законы от 30.03.1999 No 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 02.01.2000 No 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- 3) законы, прямо запрещающие акты «нездорового» поведения, в частности глава 25 УК РФ.
Кроме того, законодательную базу в области формирования здорового образа жизни можно классифицировать по сфере специального регулирования:
законы, регулирующие распространение социально значимых инфекционных заболеваний (Федеральный закон от 30.03.1995 No 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» и др.);
законы, направленные на формирование здоровой социальной среды (ст. 264 ТК РФ, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1999 No 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
законы, затрагивающие право на здоровье и здоровый образ жизни социально значимых групп населения (Федеральный закон от 24.11.1995 No 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
На сегодняшний день приходится констатировать, что законодательная платформа в сфере охраны здоровья населения многообразна. Трудно отрицать тот факт, что правовая основа, ориентированная на обеспечение здорового образа жизни, по большей части сформирована. Поэтому, в частности, новые законы принимаются редко , в основном реставрируются уже существующие нормы.
Вместе с тем не стоит забывать, что для медицинского сообщества немаловажное значение имеют конкретные приказы Минздрава России, а именно:
- приказ от 26.11.1997 No 344 «О создании координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска»;
- приказ от 10.12.1997 No 366 «О создании научно-методического Центра по лечению табачной зависимости»;
- приказ от 11.08.1997 No 239 «О создании центров профилактики остеопороза»; приказ от 05.08.1997 No 232 «О создании Центра и региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков»;
- приказ от 22.06.1998 No 199 «О мерах по профилактике курения в лечебно-профилактических учреждениях и Минздраве России»;
- приказ от 13.07.1998 No 213 «О создании Координационного центра Минздрава России по преодолению курения»;
- приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 No 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»;
- приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 No 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»;
- приказ от 06.12.2012 No 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра»;
- приказ от 12.05.2014 No 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения»;
- приказ от 15.02.2013 No 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и др.
Полноценная реализация положений вышеуказанных концепций и законов невозможна без эффективного партнерства немедицинских и медицинских секторов, государственных и частных организаций, вузов, научно- исследовательских институтов, профессиональных научных сообществ, общественных организаций. Не секрет, что многие организационные вопросы в части формирования здорового образа жизни общества решаются вне системы здравоохранения — в системах образования, торговли, СМИ, в рамках деятельности общественных организаций, то есть в сфере взаимодействия населения с социальными системами.
Так, один из наиболее удачных социальных проектов — информационно- коммуникационный мультимедийный интернет-портал о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru. Данный портал предоставляет пользователям большой объем регулярно пополняемой информации о различных аспектах здорового образа жизни. Предусмотрена возможность получения онлайн- консультаций экспертов в области здравоохранения. Уникальным проектом стало создание и внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан — Центров здоровья (приказ Минздрава от 19.08.2009 No 597н, далее — приказ No 597н). Центры оснащены специальными комплексами для скрининг-оценки здоровья и резервов организма. Пациент получает конкретные рекомендации по предрасположенности к тем или иным заболеваниям, для него формируется индивидуальная профилактическая программа.
Центр здоровья согласно приказу Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 No 597н организуется в составе лечебных организаций, возглавляет его заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем организации. Работа центра здоровья осуществляется по графику в две смены в часы работы медицинской организации.
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения современного человека, обеспечивающая его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и достаточный уровень физической активности, предотвращающий развитие ожирения.
Помимо отказа от активного потребления табака важно также быть защищенным от пассивного курения, оказывающего патологическое действие на организм. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска — артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь, это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно трудоспособного возраста (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).
Следовательно, формирование здорового образа жизни — многофакторный и многосторонний процесс, который в идеале невозможен без конструктивного диалога медицинской организации в лице медицинского работника и пациента. Для успешного проведения мероприятий по укреплению здоровья медицинский работник должен хорошо знать все разделы медицины, обладать информацией об основных факторах, влияющих на здоровье.
Но прежде всего он должен понимать, что такое здоровье и болезнь, какие существуют критерии их выявления, как они сказываются на качестве жизни человека. Как мы уже отмечали, медицинские работники практически не могут повлиять на социально- экономические факторы или же изменить среду обитания пациента. Однако путем пропаганды и обучения населения здоровым привычкам (здоровьесберегающим технологиям), врачи могут скорректировать образ жизни отдельных лиц и определенных групп населения. Подобная работа может проводиться и средним медицинским работником, а также другими заинтересованными специалистами. В любом случае эта работа проводится в медицинской организации.
Деятельность по укреплению здоровья в медицинских организациях в основном заключается в планировании и проведении профилактических программ. Программы формирования здорового образа жизни составляются в организации здравоохранения на основе следующих принципов: принципа легитимности (соответствие любых форм здоровьесберегающих технологий и мероприятий нормам законодательства); принципа многоаспектности (использование различных по содержанию и структуре здоровьесберегающих мероприятий); принципа системности (использование строго координированных и последовательно сменяющих друг друга технологий); принципа динамичности (подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами здоровьесберегающей системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов).
В каждой медицинской организации должны быть разработаны и использоваться постоянно действующие программы (например, программы, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний), систематически действующие программы (например, программы, направленные на охрану материнства и детства, проводимые 1–2 раза в месяц), периодически действующие программы (например, программы, направленные на профилактику ожирения, проводимые 1 раз в 3 месяца).
Для реализации профилактических программ медицинская организация должна разработать документ, определяющий политику проведения программ укрепления здоровья. Медицинский персонал организации должен быть осведомлен о существующей политике укрепления здоровья. Материалы по укреплению здоровья включаются в инструктаж новых сотрудников. Создается система мониторинга мероприятий по укреплению здоровья, инфраструктура, необходимая для реализации соответствующих
В медицинской организации в целях повышения эффективности мероприятий необходимо обеспечить оценку потребностей пациентов в области укрепления здоровья, профилактики болезней и реабилитации. Пациентам предоставляется надлежащая информация в четкой и понятной форме об их фактическом состоянии, лечении, уходе и факторах, влияющих на состояние здоровья.
Зачастую профилактические мероприятия в медицинских организациях являются дополнительными к тем лечебным услугам, что оказывает данная организация. Однако в центрах здоровья профилактические мероприятия обычно составляют основной вид деятельности.
В центрах здоровья проводятся специальные школы здоровья (школы для пациента). Занятия в школах пациента проводятся с целью информирования пациента о состоянии его здоровья, мотивирования пациента к выполнению врачебных манипуляций, а также изменения поведения и отношения к своему здоровью. Пациентам помогают приобрести навыки, необходимые для управления своим здоровьем при наличии хронического заболевания, обучают оказанию первой помощи в случае обострения заболевания, уходу за собой, навыкам здорового образа жизни, что в итоге приводит к улучшению качества жизни. Занятия в школе пациента проводят врачи, средний медицинский персонал с высшим медицинским образованием.
Существуют частные клиники, где пациент может пройти обследование у врача-офтальмолога, стоматолога, гинеколога/уролога и др. и сделать ряд лабораторных исследований. После завершения обследования каждому обратившемуся составляется индивидуальная профилактическая программа, направленная на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, а также на минимизацию факторов риска здоровья. При таких клиниках часто организуются школы здоровья.
Более детально деятельность школ здоровья была описана в приказе Минздрава России от 16.07.2001 No 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги». В настоящее время он утратил силу. Школы здоровья по-прежнему функционируют, однако в настоящее время располагаются чаще при диагностических центрах и частных клиниках. Обучение в них обычно платное.
Как видно, медицинские организации активно участвуют в организации мероприятий по поддержанию здорового образа жизни. Мероприятия, проводимые ими, весьма разнообразны и строятся с учетом положений законодательства. Однако именно в этом направлении здравоохранения роль законов вторична.
На первое место выходит творческий подход медицинской организации, выражающийся в выработке индивидуальной стратегии формирования здорового образа жизни у прикрепленного контингента.
Безусловно, любая профилактическая программа должна основываться на четко выверенных медицинских положениях и юридических предписаниях, однако данная сфера деятельности продолжает оставаться открытой для экспериментов. Рекомендуем руководству медицинских организаций проявлять больше инициативы в развитии данного направления.
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.