Недобровольное лечение наркологических больных

Популярная информация

лечение наркологических больных

Недобровольное лечение наркологических больных

  Прежде всего следует отметить, что в настоящее время в России нет принудительного лечения, есть только обязательное лечение. Кроме того, недобровольные меры в наркологии затрагивают только лиц, совершивших какое-либо правонарушение. Это более или менее соответствует международным гуманитарным требованиям. Известно, что ранее существовало принудительное лечение для лиц, не совершивших правонарушение, но склонных к асоциальному поведению и уклоняющихся от лечения. Такое лечение проводилось в так называемых лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП). В 1991 г. ЛТП были отменены.

  Существовало также принудительное лечение наркологических больных, которые совершили преступление и находятся в местах лишения свободы. В 2003 г. данная форма принудительной терапии была заменена на обязательное лечение по ст. 18 УИК РФ.


Проблема

Неурегулированность в законодательстве отдельных вопросов, касающихся контроля обязательного лечения лиц, больных наркоманией; отсутствие четкого порядка проведения экспертизы таких больных

Чем грозит?

Неэффективность мер недобровольного лечения; нарушение норм уголовно-исполнительного права

Как избежать?

Принять подзаконные акты, устраняющие нестыковки и пробелы в законодательстве о недобровольном лечении наркологических больных

  В англоязычной литературе нет разделения недобровольного лечения на принудительное и обязательное лечение.

  В нашей стране такое разграничение есть, хотя, к сожалению, ни в одном официальном документе эти различия точно не определены. Де- факто считается, что обязательное лечение в отличие от принудительного может назначаться не судом, а врачебной комиссией медицинского учреждения, обычно не сопровождается строгой изоляцией и другими жесткими ограничительными мерами. Обязательное лечение в отличие от принудительного не относится к категории принудительных мер медицинского характера, фигурирующих в ряде законодательных актов. Это совершенно четкое правовое понятие.

  Соответствующие законы защищают права осужденных в их взаимоотношениях с администрацией исправительных учреждений и в то же время позволяют налагать на осужденных меры взыскания при отказе от принудительной терапии. Но на больных, проходящих обязательное лечение, такие меры (как защиты, так и взыскания) не распространяются.

  В предлагаемом материале речь пойдет о недобровольных мерах, которые существуют в России. Итак, обязательному наркологическому лечению могут быть подвергнуты следующие лица:

  • 1) больные алкоголизмом и наркоманиями, совершившие преступление и находящиеся в местах лишения свободы. Эта форма существовала с 1961 г. в виде принудительного лечения (ст. 62 УК РФ). В 2003 г., как уже упоминалось, принудительное лечение было заменено на обязательное лечение (ст. 18 УИК РФ);
  • 2) условно осужденные больные алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями (ч. 5 ст. 73 УК РФ — введена в 1997 г.);
  • 3) больные наркоманиями, наказание которых в виде лишения свободы заменяется на «альтернативное» лечение и медико- социальную реабилитацию (ст. 82.1 УК РФ — введена в 2011 г.);
  • 4) больные наркоманиями, совершившие преступление, наказание за которое не предусматривает лишения свободы (ст. 72.1 УК РФ — введена в 2014 г.);
  • 5) лица, злоупотребляющие наркотиками без зависимости от них, которые совершили административное правонарушение (ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ — введена в 2014 г.).

Статья 18 УИК РФ

  Наркологических больных затрагивает третья часть этой статьи, которая гласит, что к больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

  Данная мера применяется в крайне ограниченных масштабах. Это связано с рядом причин. Во-первых, лечение по ст. 18 УИК РФ по существу перестало быть недобровольным. В соответствии с ведомственной инструкцией пациент должен дать свое согласие на проведение лечения, а таких желающих очень мало. Во-вторых, в уголовно-исполнительной системе почти не осталось наркологов, способных проводить наркологическое лечение. Правда, в стране осталось 8–9 лечебно-исправительных учреждений (ЛИУ), специально предназначенных для лечения наркологических больных. В ЛИУ реально проводятся курсы медикаментозного терапевтического лечения, осуществляются реабилитационные мероприятия.

  Однако всегда нужно учитывать, что в подобных учреждениях невозможно создать полноценную реабилитационную атмосферу. Такая атмосфера предполагает относительно равные отношения внутри коллектива больных, а также между больными и персоналом.

  В колонии для поддержания дисциплины необходимы жесткие иерархические отношения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36- часовую рабочую неделю (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 No 101), включены врач, в том числе врач — руководитель отделения (кабинета), средний медицинский персонал (кроме медицинского статистика) и младший медицинский персонал лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом.

Условно осужденные больные

  Эта форма появилась относительно недавно вместе с новым УК РФ, но функционирует уже в течение ряда лет. Как видно из ч. 5 ст. 73 УК РФ, суд может возложить на условно осужденных лиц целый ряд обязанностей, в том числе обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании.

  В законе ничего не говорится о том, надо ли проводить диагностику данных заболеваний и какую-либо экспертизу. Единственным документом является письмо Минздрава России от 29.12.2003

  No 2510/14378-03-32 «О судебно-наркологической экспертизе» (см. примечание к ст. 73 УК РФ), которое особой законодательной силы не имеет. Из ч. 7 ст. 73 УК РФ следует, что должен существовать орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного. Какой это орган, должно было быть решено дополнительным нормативным актом. Пока такого документа и, следовательно, органа нет.

СПРАВКА

По вопросу существования специальных медицинских комиссий по проведению наркологических экспертиз Минздрав России в письме от 29.12.2003 No 2510/14378-03-32 разъясняет, что возможность назначения в установленном порядке и проведения судебно-наркологических экспертиз сохраняется: — в рамках ч. 5 ст. 73 УК РФ в сочетании со ст. 195 УПК РФ; — в рамках ст. 30 ГК РФ в сочетании со ст. 79 ГПК РФ; — в других случаях, когда при рассмотрении уголовных или гражданских дел возникает необходимость в использовании специальных наркологических знаний.

  Лицам, которые не исполняют возложенные судом обязанности, условное осуждение может быть отменено, и в силу вступают наказания, назначенные приговором суда. Об этом говорится в ч. 3 ст. 74 УК РФ: «Если условно осужденный в течение испытательного срока... систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда».

  В последние годы ч. 5 ст. 73 применяется в довольно широких масштабах. В 2012 г. таких больных было около 1500. Другое дело, что уверенности в том, что кто-то контролирует дальнейший ход лечения, нет. Например, ничего не известно о том, были ли среди этих полутора тысяч больные, которым отменили условное осуждение в связи с уклонением от лечения.

Альтернативное лечение вместо лишения свободы

  На ст. 82.1 УК РФ возлагались большие надежды. В России она называется «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманиями». Подобная статья очень хорошо функционирует на Западе, там она называется иначе. Статья может быть применена к больным наркоманией, впервые совершившим преступление по трем конкретным статьям (преступления в сфере незаконного оборота наркотиков), предусматривающим лишение свободы на срок не более трех лет. Причем больной должен добровольно изъявить желание пройти такое лечение. После доказанной ремиссии в течение двух лет суд освобождает больного от отбывания наказания или оставшейся части наказания.

  Обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 25.11.2013 No 317-ФЗ вместо понятия «медико- социальная реабилитация» используются термины «медицинская реабилитация» и «социальная реабилитация». Возможно, такая замена необходима для того, чтобы служба наркоконтроля (ФСКН России) имела право контролировать прохождение альтернативного лечения.

лечение наркологических больных

  Статья 178.1 УИК РФ регламентирует контроль за проведением альтернативного лечения и реабилитации и затрагивает все аспекты. Здесь важно упомянуть ту часть, которая касается уклонения от лечения. Из п. 7 ст. 178.1 следует, что осужденный считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской и социальной реабилитации, если он, не отказавшись от их прохождения: не посещает или самовольно покинул лечебное и (или) реабилитационное учреждение;

  либо два раза не выполнил предписания лечащего врача; либо продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством; либо скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции и его местонахождение не установлено в течение более чем 30 суток.

  Если уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) констатирует наличие перечисленных признаков, она объявляет осужденному предупреждение. Если же после полученного предупреждения он продолжает уклоняться от лечения, то УИИ вносит в суд представление об отмене отсрочки наказания и о переводе осужденного в соответствии с приговором из лечебного в пенитенциарное учреждение.

  Схема применения статей 82.1 УК РФ и 178.1 УИК РФ такова: органы предварительного следствия (дознания) или суд при получении данных о совершении преступлений в сфере оборота наркотиков, а также сведений о возможном употреблении подследственным наркотиков направляют его на судебно-психиатрическую экспертизу. Экспертиза на основании обследования подозреваемого выносит заключение о наличии у него наркомании и необходимости лечения данного заболевания и последующей медико-социальной реабилитации. При получении такого заключения суд принимает решение о проведении этих мероприятий при наличии согласия обвиняемого на их проведение, данного во время судебного заседания. Выносится обвинительный приговор и определение об отсрочке наказания. Далее осужденный направляется в уголовно- исполнительную инспекцию (УИИ) ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) Минюста России, где ставится на учет. Наконец, после этого осужденный должен проследовать в наркологическое учреждение для лечения и последующей реабилитации, а УИИ раз в месяц должна контролировать проведение альтернативного лечения. Схема очень хорошая.

  Недавно принята ст. 196 УПК РФ, которая демонстрирует обязательность проведения судебной экспертизы при диагностике наркомании в случае применения как ст. 82.1, так и других статей УК РФ. Иными словами, во всех случаях, когда речь идет о наркомании, ее наличие должно быть доказано с помощью судебной экспертизы. Однако возникает вопрос: какая это должна быть экспертиза — судебно-психиатрическая или судебно- наркологическая?

К сведению

  Что же касается того, кто должен проводить экспертизу — судебные психиатры или судебные наркологи, — здесь возможно несколько вариантов. Можно, допустим, одного из членов судебно-психиатрической комиссии обучить наркологии. Но это достаточно сложно. Лучшим законодательным решением, с нашей точки зрения, было бы все же установить проведение судебно- наркологической экспертизы.

  Существуют юридические основания для проведения именно судебно-психиатрической экспертизы. В соответствии с двумя законодательными актами — Федеральным законом от 31.05.2001 No 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Законом об охране здоровья — право на проведение судебной экспертизы по наркологическим статьям УК РФ имеют лишь специально обученные и аттестованные врачи — судебно-психиатрические эксперты, ведущие деятельность «в порядке исполнения своих должностных обязанностей».

Последние нововведения

  Уже в 2014 г. были изданы две статьи. Статья 72.1 «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией» УК РФ касается больных наркоманией, совершивших преступление небольшой тяжести и приговоренных к наказанию, которое не предусматривает лишение свободы. Речь идет о таких наказаниях, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы или ограничение свободы. Эта статья как бы закрывает брешь в законодательстве. Если в ст. 82.1 говорится о возможности замены лишения свободы на альтернативное лечение, то здесь лечением заменяются иные виды наказания. Почему-то в ст. 72.1 имеются в виду не обязательно преступления в сфере оборота наркотиков. Характер правонарушения может быть любым. Единственное условие — наличие у осужденного наркомании. Налицо ассиметричный подход. Следует также отметить, что обязанности по контролю за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию возлагаются на УИИ, и это уже хорошо.

  Наконец, в этом же году в ст. 4.1 КоАП РФ была введена ч. 2.1. Речь идет об административных правонарушениях, поэтому никакой экспертизы в данном случае не требуется. Однако обязательно должно быть решение суда. Суд должен возложить на осужденного обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и медицинскую или социальную реабилитацию. Следует также обратить внимание на то, что речь идет о наркопотребителях, то есть как о больных наркоманией, так и о лицах, употребляющих эти вещества, но не страдающих зависимостью от них. В статье нет указания на то, какая государственная служба должна контролировать исполнение наркопотребителями возложенных на них обязанностей. Предполагается, что для решения вопроса о необходимости таких мероприятий окажутся достаточными свидетельские показания сотрудников полиции, органов наркоконтроля и других компетентных лиц. Иными словами, вероятность того, что эта норма будет четко исполняться, несколько снижается.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Популярная информация



Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

имеются противопоказания