Правила внутреннего распорядка и правила поведения пациентов в медицинской организации: рекомендации по составлению
02-12-23; просмотров + 85
Правила внутреннего распорядка и правила поведения пациентов в медицинской организации: рекомендации по составлению
При оказании медицинской помощи гражданам медицинская организация сталкивается с рядом вопросов, прямо не урегулированных действующим законодательством: например, может ли пациент приходить на прием в сопровождении родственников, в какое время разрешается посещение пациентов стационара и т.п.
Ответ на эти вопросы могут дать Правила внутреннего распорядка в медицинской организации, утвержденные приказом ее руководителя.
Правила внутреннего распорядка медицинской организации
Суд с пациентом
Правила внутреннего распорядка медицинской организации являются обязательными для пациентов в силу требований, установленных ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 No 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно этой статье закона, граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Таким образом, в руках администрации медицинской организации появляется уникальный инструмент, с помощью которого можно значительно снизить риск возникновения конфликтов с пациентами, а также минимизировать негативные для лечебного учреждения и ее персонала последствия таких конфликтов, если они все-таки возникли. Особо стоит отметить, что практически единственным условием, которое предъявляется к Правилам внутреннего распорядка медицинской организации, является условие о том, чтобы правила не противоречили действующему законодательству.
Как составить правила внутреннего распорядка медицинской организации?
Врачебная ошибка
При составлении Правил внутреннего распорядка следует обращать внимание на множество важных моментов.
Во-первых, необходимо установить порядок обращения в медицинскую организацию, в котором следует:
сообщить о порядке предоставления медицинской помощи населению (расписание работы);
указать категории лиц, которые могут обращаться за медицинской помощью;
прописать алгоритм действий пациентов при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (обращение в службу скорой помощи, контактные телефоны);
указать порядок записи на прием к врачу, обязательно отразив недопустимость посещения врача без записи;
указать на необходимость подписания информированного добровольного согласия как выполнение законодательно установленной обязанности пациента (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 No 323-ФЗ), а также указать круг лиц, которые могут подписать информированное добровольное согласие за несовершенно летних пациентов;
указать, что пациенты, нуждающиеся в неотложной помощи, принимаются в особом порядке. Такой порядок необходимо разработать в медицинской организации, в частности, организовать дежурства участковых врачей, в обязанности которых будет входить оказание неотложной помощи нуждающимся, либо установить определенные часы для каждого из врачей специалистов, в которые он должен будет оказывать неотложную медпомощь;
указать, каким образом пациент может получить информацию о своем здоровье и медицинскую документацию. В медицинской организации в обязательном порядке должно быть разработано положение, согласно которому происходит ознакомление пациентов с медицинской документацией.
Таким образом, пациенты получают возможность ознакомиться с предельно ясными алгоритмами своих действий в тех или иных ситуациях, понимают, каким именно образом ведется запись на прием к врачу, каков порядок получения медицинской документации и т.д.
Гражданско-правовая ответственность медиков
Это избавляет их от необходимости обращаться за дополнительными разъяснениями, устраняет недопонимание и, как следствие, уменьшает риск возникновения конфликтных ситуаций.
Во-вторых, в Правилах внутреннего распорядка также следует установить основные права и обязанности пациента.
Необходимо указать на основные права граждан при получении медицинской помощи (ч. 1 ст. 19 Федерально го закона от 21.11.2011 No 323-ФЗ). Но не ме нее важно закрепить обязанности пациентов и иных лиц при посещении медицинской организации, а именно:
соблюдать правила внутреннего распорядка;
бережно относиться к имуществу медицинской организации;
уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность;
предоставлять медицинским работникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств и проведению медицинских вмешательств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
соблюдать санитарногигиенические нормы и правила (вход в медицинскую организацию в сменной обуви или бахилах, без верхней одежды и т.п.); в обязательном порядке выполнять все медицинские предписания, рекомендации и назначения лечащего врача.
Конечно, с одной стороны, никто не может обязать пациента неукоснительно следовать врачебным рекомендациям, врач не может проконтролировать каждый прием лекарств.
Жалоба пациента
Но необоснованное невыполнение больным целесообразных предписаний врача, необоснованный отказ от приема лекарств и процедур, что влечет за собой снижение эффективности лечения, при подробном и правильном оформлении в медицинской документации – с указанием дат, времени нарушения лечения, можно расценить как добровольный отказ от медицинского вмешательства, т.е. при нарушении пациентом обязанностей, предписанных законом или определенных гражданско-правовым договором, врач имеет право отказаться от его лечения.
Если пациент осведомлен, что врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, то это побуждает его более ответственно относиться к назначенному врачом лечению.
В связи с тем, что в сегодняшних реалиях конфликты между врачами и пациентами не редкость, важно отдельно указать на недопустимость оскорбления и неуважительного отношения к медицинским работникам, а так же предупредить об ответственности за соответствующие правонарушения. В частности, можно повесить на стенах медицинской организации демонстрационный плакат, информирующий посетителей о положениях ст. 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ.
Важно указать на недопустимость для пациентов и посетителей медицинской организации производить фото- и киносъемку, звуко- и видеозапись медицинских работников без их согласия, поскольку это противоречит законодательству о персональных данных.
Запрет на видеосъемку медицинского работника
И даже некоторые кажущиеся очевидными правила посещения необходимо четко прописывать. Так, важно установить безусловный запрет для пациентов и посетителей медицинской организации:
на распитие спиртных напитков на территории медицинской организации, а также нахождение в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения;
на самовольное проникновение в служебные помещения;
на принос на территорию медицинской организации легковоспламеняющихся,
отравляющих, токсичных, ядовитых веществ, колющих и легко бьющихся предметов, а также животных;
на передвижение по территории медицинской организации на роликовых коньках, досках, самокатах, велосипедах и с помощью всех подобных средств – в помещениях.
Как уже отмечалось, важно все нарушения задокументировать.
Например, зафиксировать опьяненное состояние важно, поскольку, вопервых, в правилах внутреннего распорядка медицинской организации обычно оговаривается, что врач не обязан оказывать помощь пациенту, находящемуся в состоянии опьянения, если тот не нуждается в экстренной помощи, а во-вторых, послужит доказательством неадекватного восприятия больным адекватных действий врача, если от пациента последуют обвинения.
«Медицинские селфи»
Конечно, жалобы от пациентов были, есть и будут. Но порядок работы с ними должен быть четким для всех участников процесса. Необходимо разработать алгоритм рассмотрения обращений пациентов к администрации и проинформировать о нем посетителей поликлиники.
Алгоритмом должны быть предусмотрены порядок подачи обращения, сроки его рассмотрения и порядок реагирования на заявления.
Рекомендованный срок обращения – 10 дней (в соответствии с законодательством о защите прав потребителей).
Также в Правилах внутреннего распорядка рекомендуется указать, что за их несоблюдение пациенты и посетители поликлиники несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.
Проверено врачебным коллективом клиники
2024-02-15 11:40:50
75
Предельные сроки рассмотрения обращений граждан врачебной комиссией
15-02-24
2024-02-15 11:37:16
97
Разобщение детей привитых и не привитых от полиомиелита проводится путем временного перевода не привитого ребенка
15-02-24
2024-02-15 11:35:59
66
Имеет ли право выписать рецепт педиатр (лечащий врач) на основании заключения медорганизации федерального уровня
15-02-24
2024-02-15 11:34:26
42
На каком этапе возможно установление инвалидности бессрочно?
15-02-24