Стресс и тревога у ребенка

Популярная информация
для пациентов

Стресс и тревога у ребенка: какие причины? как лечить и как быть родителям в данной ситуации

Стресс и тревога у ребенка: какие причины? как лечить и как быть родителям в данной ситуации

Стресс и тревога у ребенка: какие причины? как лечить и как быть родителям в данной ситуации

Физическое здоровье ребенка не отделимо от его эмоционального состояния.

Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в более старшем возрасте.

Стресс у ребенка, что и как это? Какие симптомы стресса у детей

Стресс у ребенка – это не просто волнение или нервное напряжение, это системный нейроэндокринный ответ, который активируется в первую очередь сочетанным действием симпатической нервной и эндокринной систем.

Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков:

  • перепады настроения и раздражительность;
  • повышенная тревожность и чувство опасения;
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в т.ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
  • трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
  • суетливость и проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в т.ч. с родителями.

Перечисленные симптомы различны по интенсивности и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.

Важно! Стресс может представлять опасность и становиться проблемой, когда у ребенка нарушается адаптация и имеет место плохой контроль стресса.

Какие причины (источники) стресса у современного ребенка

  1. Важные (значимые) жизненные изменения (психотравмирующие события, личностные потери, хронические конфликты в семье, агрессивность отца, развод родителей, потеря работы и другие виды стресса у родителей; расставание с близкими друзьями, переезд семьи, хронические заболевания или инвалидность родителей).
  2. Трудности взаимоотношений в социуме: если некоторые конфликты – это нормально и время от времени это здоровая характеристика человеческих взаимоотношений, то хронические и нерешенные конфликты, которые характеризуются трудностями взаимоотношений, служат причиной значимого персонального стресса и представляют собой серьезный риск развития, например, сердечно-сосудистых нарушений и заболеваний.
  3. Условия учебы и академический стресс (загруженность ребенка уроками, конфликты с учителями и школьные дидактогении, расставание с родителями у дошкольников).
  4. Окружающие (средовые факторы): в результате экологических стрессов дети испытывают больший риск инфекционных, аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных психосоматических расстройств. Также дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Последствия стресса у детей и подростков

Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. Субъективное восприятие стресса в сочетании с индивидуальными (генетические, биологические, психологические) различиями в поведении могут приводить к развитию негативных психологических, соматических и поведенческих последствий стресса.

  • Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
  • Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.
  • У детей и подростков тревожные расстройства представлены широким спектром клинических проявлений.

Тревожные растройства у детей

Тревожные расстройства дебютируют в раннем детстве (3–5 лет) или подростковом возрасте.

Тревожные расстройства – психические расстройства, которые на протяжении первых двух десятилетий жизни связаны с нарушением формирования адаптации в обществе, а также развития когнитивной и поведенческой сферы (неуспеваемость в школе и отсутствие профессиональных достижений/несостоятельность).

Тревожные расстройства могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях и патологических состояниях у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков; синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (мигрень и головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатального поражения нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др. Симптомы тревожного расстройства могут быть распределены на три основные группы:

Тревога может маскировать депрессию раннего возраста, а приступообразные страхи могут быть проявлением эндогенных психических расстройств.

  1. Симптомы эмоциональных нарушений – постоянное беспокойство, грусть, раздражительность и гневливость, ощущение разочарования и недовольства, плач, которые не соответствуют существующим обстоятельствам и сохраняются продолжительное время.
  2. Изменение поведения – избегание друзей и сверстников, совместных с ними занятий, повторные обращения к взрослым за утешением и поддержкой, ненужные частые извинения перед другими людьми, склонность к дрожанию (тремору), нарушения сна (трудности засыпания, беспокойный сон, страшные сны, бессонница).
  3. Соматические нарушения в виде головной боли, головокружения, чувства нехватки воздуха с приближением обморока, ощущения спазмов и болей в животе, тошноты, рвоты, поноса, парестезий (покалывание, онемение) в области лица или рук, неустойчивости или слабости в ногах и др.

Депрессия у детей

Депрессивные расстройства дебютируют в более позднем возрасте (старше 1–12 лет) и, как правило, возникают вторично – после появления тревоги. Более склонны к депрессивным расстройствам дети, у которых имеются проблемы взаимоотношений со сверстниками, постоянная тревога, отсутствие социальной поддержки, негативные переживания в раннем детстве, проблемы с поведением в детском и подростковом возрасте, а также наличие депрессии у родителей. Чувство одиночества в детстве предсказывает ухудшение социального функционирования в подростковом возрасте, а это в свою очередь предсказывает депрессию в зрелом возрасте.

Клинически депрессия у детей может проявляться в виде следующих симптомов и их сочетаний:

Наличие у пациента суицидальных мыслей, продуктивной симптоматики или психические заболевания в анамнезе – все это служит основанием для консультации и ведения пациента исключительно психиатром.

  • высокая степень общей и школьной дезадаптации (психосоматические расстройства в сочетании с негативным отношением к школе и учителям, плохой успеваемостью, конфликтами со сверстниками);
  • негативная эмоциональность (тревожность, сложность межличностных отношений, в т.ч. и внутрисемейных, низкая самооценка, подверженность стрессам, печаль, чувство одиночества, ссоры между братьями и сестрами);
  • множество проблем с поведением (агрессивность, невнимательность, гиперактивность);
  • высокая эмоциональная реактивность (уязвимость, возбуждение, раздражительность);
  • плохие социальные навыки (низкий уровень общения, сотрудничества, напористости, ответственности, сопереживания, активного участия в жизни, самообладания);
  • низкий уровень стрессоустойчивости, т.е. низкое чувство компетентности (низкий уровень оптимизма и самоэффективности, адаптируемости) и принадлежности к обществу (низкий уровень доверия, низкая социальная поддержка, чувство дискомфорта, низкая терпимость к трудностям).

Нарушения поведения могут проявляться как злоупотреблением психоактивными веществами, так и насилием, пищевыми расстройствами или склонностью к аварийному поведению (связано с высокой вероятностью травматизации и аварийных ситуаций).

Стадии стресс-связанных симптомов

Симптомы первой стадии. Перво-начально ребенок демонстрирует поведенческие симптомы стресса. Врач может установить эти симптомы клинически путем расспроса пациента при сборе анамнеза и наблюдая за поведением пациента на приеме.

Симптомы второй стадии. Если первоисточник стресса продолжает действие, человек входит во вторую стадию, которая обычно проявляется физическими (соматическими) симптомами.

Симптомы третьей стадии. Чем дольше и серьезнее причина стресса (например, развод родителей, переезд семьи или конфликт со сверстниками) и при этом адаптационные и копинг-ресурсы ребенка недостаточны, симптомы утяжеляются и становятся более продолжительными. Появляется риск развития психосоматических расстройств. И в связи с этим стресс должен рассматриваться как потенциальный провоцирующий и усугубляющий уже имеющиеся расстройства фактор. Кроме того, как только врач выявляет симптомы стресс-связанных расстройств, встает вопрос о необходимости комплексной терапии. Поскольку тревога и депрессия – наиболее частые стресс-связанные расстройства, необходим мультидисциплинарный подход с привлечением различных специалистов, в т.ч. психиатров при наличии выраженных тревожных и депрессивных расстройств.

Профилактика и лечение стресса

Профилактика и лечение стресса основаны на управлении и контроле стресса, что повышает приспособительные (адаптационные) возможности. Для этого необходимо активное выявление детей, которые не справляются со стрессовыми жизненными событиями. В последующем с ними проводят комплекс поведенческих и психотерапевтических мероприятий, направленных на устранение причины стрессового состояния ребенка, а также на нормализацию биологических ритмов, физической активности, питания, что в итоге способствует повышению уровня самоконтроля и формированию и/или улучшению навыков преодоления стресса (копинг-стратегии) [9].

В профилактике стресса у детей и подростков условно выделяют 5 составляющих:

  1. Развитие базовых навыков и элементы психотерапии.
  2. Участие и внимание родителей.
  3. Соблюдение режима труда и отдыха.
  4. Регулярная физическая активность.
  5. Адекватное питание.

Ежедневное применение этих методов обеспечивает поведенческую и психологическую поддержку, они помогают изменить ответы ребенка на ежедневные стрессорные воздействия.

I. Базовые навыки профилактики стресса направлены на повышение стрессоустойчивости, физиологического баланса и позитивного аффекта у ребенка. Ниже представлены основные навыки, которым необходимо научить ребенка для ежедневных самостоятельных занятий:

  • А) Диафрагмальное дыхание, т.е. медленное, глубокое дыхание животом, которое может оказать положительное влияние в моменты гнева или сильных эмоций, потому что медленный и глубокий выдох способствует замедлению сердечного ритма.
  • Б) Регулярные упражнения, развивающие гибкость, помогают снять напряжение крупных мышц тела, которое неизбежно возникает в результате стресса. Это мягкое растягивание рук и ног, сгибание головы из стороны в сторону, круговые движения плечами и растягивание задней поверхности ног. Особенно это важно для детей старшего возраста, которые в течение длительного периода времени работают за компьютером, что приводит к мышечному напряжению. Таким пациентам следует делать т.н. стрейчинг-перерывы через каждые 30 минут или час работы.
  • В) Чувство юмора и смех позитивно влияют на стрессоустойчивость.
  • Г) Важно научить ребенка адекватному выходу эмоций, что необходимо, но иногда для эмоционального выражения возникают социальные барьеры. Поэтому можно рекомендовать три безопасные техники выхода эмоций:
    • личные дневники, которые обеспечивают конфиденциальность, должны использоваться по собственному усмотрению;
    • беседа (разговор) – выражение эмоций в безопасных поддерживающих отношениях;
    • игра – с воспроизведением плача, смеха и крика в соответствующей обстановке, где эмоции могут быть естественно выражены.
    • Д) Смена деятельности дает возможность переключить внимание ребенка и легче пережить ему влияние стресса, но при этом не учит пациента избегать реальности и призвана сокращать периоды ожидания отрицательных последствий стресса, способствует более быстрому восстановлению. Сменой деятельности могут быть такие различные позитивные моменты в жизни, как совместное времяпрепровождение с родителями, расслабление в тихом спокойном месте и обстановке. Релаксационные тренировки (обучение расслаблению) – это естественный «противовес» реакции напряжения, предназначенный для минимизации негативных реакций на стресс.

В настоящее время существует большой арсенал релаксационных методов. Главное, чтобы методика была проста для понимания и выполнения с частотой один или два раза в день по 10–20 минут.

Например, можно рекомендовать следующую последовательность выполнения релаксационных тренировок:

  • выбери спокойное место;
  • сядь удобно в комфортной позе;
  • закрой свои глаза;
  • расслабь свои мышцы;
  • дыши медленно и естественно;
  • будь пассивным; позволь мыслям свободно приходить и уходить;
  • продолжай этот процесс около 20 минут; не включай будильник;
  • когда будешь готов, открой глаза и снова займись своими делами.


Медикаментозная терапия, особенно в сочетании с психотерапией, позволяет формировать навыки стрессоустойчивости в детском и юном возрасте, что является мощным защитным фактором против стресс-связанных расстройств в течение жизни. Ее цель – научить пациента саморегуляции и самоконтролю во время стресса. Психотерапия проводится врачом-психотерапевтом после психологического консультирования, которое позволяет отличать нормальный (физиологический) ответ на стрессоры от неадекватного ответа, а также значительно повышает эффективность проводимого медикаментозного лечения. В настоящее время известно и осуществляется на практике около 200 разновидностей психотерапии для детей и подростков.

Когнитивная поведенческая терапия в сочетании с релаксационными методиками (мышечное расслабление, глубокое дыхание) используется в терапии большей части страхов, фобий и тревожности у детей, в т.ч. для лечения ночных страхов.

Медикаментозная терапия направлена на восстановление баланса в ЦНС, в т.ч. подавление тревожных реакций и активацию собственных противотревожных механизмов. Современная психотропная терапия направлена на восстановление баланса нейромедиаторов на самых разных уровнях структурно-функциональной организации – от молекулярного до уровня целостного мозга; β-адреноблокаторы, блокаторы кальциевых каналов, ноотропы, метаболики, сосудистые препараты, витамины часто имеют возрастные ограничения к назначению, но, что гораздо важнее, оказываются малоэффективными для купирования последствий стресса – тревоги и/или депрессии. К основным группам препаратов, которые могут применяться (преимущественно в комбинациях), относятся:

  • 1) Анксиолитики:
    • а) бензодиазепины (с 18 лет);
    • б) атипичные бензодиазепины (с 18 лет);
    • в) ГАМК (γ-аминомасляная кислота)-ергические препараты (с 18 лет);
    • г) с другими механизмами действия.
  • 2) Антидепрессанты (сертралин с 4 лет, остальные в более старшем возрасте).
  • 3) Малые нейролептики (с 5–6 лет).
  • 4) Препараты, определяющие работу NMDA (N-метил-D-аспартат)-рецепторов.

Влияние и эффективность Тенотена детского у детей на соматовегетативные проявления тревоги доказаны во многих клинических исследованиях.

Тенотен детский – приводит к восстановлению естественного баланса между процессами торможения и возбуждения в ЦНС. Поэтому клетка продолжает работать в естественных комфортных, а не тревожно-возбужденных условиях.

II Рекомендации для родителей:

  1. каждый день уделяйте время вашему ребенку: даже когда он становится старше, нуждается в вашем внимании;
  2. сделайте пребывание ребенка с вами доступным, чтобы он мог поговорить или просто побыть с вами в одной комнате;
  3. не пытайтесь заставить ребенка говорить при его нежелании это делать, даже если вы знаете, что он чем-то обеспокоен. Иногда дети чувствуют себя лучше, когда вы просто проводите время рядом с ними.

Главное для родителей – не упустить момент, когда ребенок начинает обсуждать свои проблемы вне семьи и делает это с посторонними (сверстники, социальные сети).

Конечно, у большинства родителей есть навыки, как справиться со стрессом своего ребенка. Но когда у ребенка изменяется поведение, что вызывает значительные проблемы в школе, или появляются симптомы, которые вызывают беспокойство как у родителей, так и у педагогов, и при этом ребенок не желает говорить о них, стоит обратиться к врачу. Обратиться за профессиональной помощью необходимо, когда любое изменение в поведении сохраняется и тем самым вызывает серьезное беспокойство родителей.

III. Рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха

Потребность во сне зависит от возраста ребенка. Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Тревожные нарушения также сопровождаются нарушениями сна, хронизация которых чаще встречается у девочек.

Для нормализации сна, в первую очередь ребенка, необходимо научить соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшать наступления сна:

  • ложиться спать и вставать в одно и то же время (в т.ч. с помощью будильника); также важно избегать отклонения времени пробуждения по выходным дням более 2 часов;
  • не ложиться спать в рассерженном состоянии;
  • выработать определенный ритуал засыпания (например, прогулка перед сном, теплая ванна);
  • можно использовать водные процедуры перед сном: теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления; использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется;
  • использовать кровать только для сна, а не для того, чтобы есть, читать, лежать;
  • не наедаться на ночь;
  • не следует перед сном разрешать ребенку в качестве отдыха после выполнения домашнего задания играть в компьютерные игры/пользоваться гаджетами, т.к. они обладают возбуждающим действием;
  • уменьшить стрессовые ситуации, умственную нагрузку, особенно в вечернее время;
  • регулярно заниматься физическими упражнениями в утреннее или дневное время или организовать физическую нагрузку вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна;
  • объяснить ребенку, что, если заснуть не удается, не следует себя заставлять: нужно встать через определенный промежуток времени (например, 30–40 минут) и чем-нибудь заняться до появления желания заснуть.

IV. Физическая активность

Во всем мире 81% детей и подростков испытывают недостаток физической активности. В то же время регулярная физическая активность благоприятно влияет на физическое и социальное развитие благодаря предоставлению возможностей для самовыражения, формирования уверенности в себе, социального взаимодействия и интеграции.

Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение, повысить адаптацию и стрессоустойчивость. Для детей и подростков физическая активность предполагает игры, состязания, занятия спортом, оздоровительные мероприятия, физкультуру или плановые упражнения в рамках семьи, школы и спортивных организаций.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижения риска неинфекционных заболеваний рекомендуется следующая практика физической активности:

  • ежедневные занятия физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности не менее 60 минут. Эти занятия также можно распределять менее продолжительными блоками на протяжении всего дня (например, 2 раза в день по 30 минут);
  • физическая активность продолжительностью более 60 минут в день приносит дополнительную пользу для здоровья;
  • бóльшая часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробику (ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса). Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться как минимум 3 раза в неделю.

Важно! До занятий за 1,0–1,5 часа и 1 час после занятий должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в т.ч. и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей. Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часа, к физическим нагрузкам он не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

Роль семьи в поощрении активного образа жизни ребенка. Рекомендации для родителей:

  1. ограничьте время пребывания перед компьютером и телевизором (не более 2 часов в день), особенно за 2–3 часа до сна. Для детей до 2 лет телевизор, компьютер, мобильные устройства должны быть исключены полностью;
  2. организованного спорта для детей постарше недостаточно, поощряйте детей быть активными ежедневно: ходить пешком, кататься на велосипеде, прыгать через скакалку и т.д.;
  3. в школу дети должны ходить пешком, даже если это не очень близко от дома, а не ездить на машине;
  4. вместо эскалатора или лифта лучше подниматься пешком по лестнице;
  5. привлекайте детей к домашним делам: покупка продуктов, уборка листьев или снега;
  6. родителям важно обеспечить полную безопасность ребенка при его активных занятиях, особенно при таких видах физической активности, как езда на велосипеде, катание на роликах и скейтбордах, игра в футбол. Обязательно используйте средства индивидуальной защиты (наколенники, перчатки, шлемы);
  7. ребенок должен быть одет в удобную спортивную форму и обязательно быть в спортивной удобной обуви с хорошей супинацией.

V. Питание детей

Несмотря на то что питание играет косвенную роль в реакции на стресс, правильное питание способствует улучшению общего состояния ребенка. Здоровые пищевые привычки уменьшают подверженность стрессу. Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано.

Заключение

Стрессы и негативные жизненные события вызывают у детей и подростков физическое и психическое неблагополучие, снижают их способность к самоконтролю.

Ответная реакция на стресс может обеспечить непосредственное выживание организма, но также и поставить под угрозу физическое и психическое благополучие ребенка. В ответ на стрессорное воздействие запускаются реакции, задача которых максимально перераспределить энергию и адаптационные ресурсы в те части тела, которые имеют решающее значение для самозащиты. Но с другой стороны, эти реакции могут повернуться против самого человека.

Медикаментозная терапия в сочетании с изменением образа жизни ребенка, включая правильное питание, физические упражнения, отдых и развитие позитивных навыков преодоления трудностей, могут существенно изменить способность адаптироваться и минимизировать тревожность и другие последствия хронического стресса.



Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Популярная информация
для пациентов


doclvs | Врач травматолог на страницах Комсомольской правды

Читать статью


Главная doclvs Запись на прием Новости doclvs Травматология Медицинские бланки Рецепты Эндопротезирование суставов Дневник травматолога Контакты doclvs
21
пт


Справочник лекарственных препаратов Популярная Медицина Популярная Травматология Лекарственные растения Медицина и закон

Справочная информация

Шеечно-диафизарный угол

  • у взрослых: 125° - 135°.
  • у детей:
    • новорожденные: 134°
    • 1 год: 148°
    • 3 года: 145°
    • 5 лет: 142°
    • 9 лет: 138°
    • в подростковом возрасте - 130°

Измеряется между линией соединяющей центр головки бедренной кости и центр шейки бедренной кости и линией проведенной через середину диафиза.


Ацетабулярный угол по возрасту ребенка

  • До 3 месяцев: 25 (+5)
  • 4-6 месяцев: 21 (+5)
  • 7-9 месяцев: 20 (+5)
  • 10-12 месяцев: 18 (+4)
  • 1 г.-1,5 года: 19 (+4)
  • 1 г. 7 мес.-2 года: 18 (+4)
  • 2 г.-2,5 года: 17 (+3)
  • 2 г. 7 мес.-3 года: 16 (+3)
  • 3-4 года: 15 (+3)
  • 4-5 лет: 13 (+4)
  • 5-7 лет: 11 (+3)
  • 7-9 лет: 10 (+3)
  • 9-10 лет: 9 (+3)
  • 10-13 лет: 8 (+3)
  • 13-14 лет: 9 (+3)

УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ТИПЫ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ ПО ГРАФУ
Типы по Графу Угол альфа Угол бетта
Зрелый сустав 1a >60 <55
1b >60 >55
Незрелый сустав 2a (возраст ребенка до 3х мес) 50-59 >55
2b (возраст ребенка до 3х мес) 50-59 >55
2c 43-49 >55
Подвывих 3a <43 >77
3b <43 >77
Вывих 4 <43 >77

Артроз плечевого сустава

Артроз плечевого сустава – это заболевание плечевого сустава хронической формы, которое имеет свойство прогрессировать, если вовремя не начать лечение.

Подробнее


Киста Бейкера (Беккера)

Киста Бейкера (киста коленного сустава) – представляет собой плотное, мягкое и эластичное опухолевидное образование, располагающееся в подколенной ямке.

Подробнее


Ревматоидный артрит: что это?

Ревматоидный артрит - это заболевание иначе называется инфекционным неспецифическим полиартритом. Болезнь носит длительный (хронический) и прогрессирующий характер.

Подробнее

Интересно знать!



Запись к травматологу | г. Тула
Отправте заявку




Я даю свое согласие на обработку персональных данных


Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

Разработка и поддержка DOCLVS®

Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!