«Закон о телемедицине» внесены изменения | Что можно? Что нельзя?
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (или так называемый «Закон о телемедицине»), который ранее был рассмотрен в статье «Обзор последних изменений в законодательстве, связанных с применением информационных технологий в сфере охраны здоровья граждан».
Следующим важным шагом на пути реализации указанного закона стало принятие Минздравом РФ «Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»[1] (далее – Порядок), приказ о его утверждении вступил в силу 21 января 2018 года. Рассмотрим основные положения нового Порядка.
Оглавление:
Виды, формы и сроки оказания медицинской помощи
Согласно новому приказу Минздрава, телемедицинские технологии могут использоваться при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи), скорой и паллиативной медицинской помощи.
Условия оказания медицинской помощи определяются фактическим местонахождением пациента. Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий проводятся в экстренной, неотложной или плановой форме.
При этом консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий в экстренной форме проводятся в срок от 30 минут до 2 часов с момента поступления запроса в консультирующую медицинскую организацию, в неотложной форме – в срок от 3 до 24 часов. Кроме того,
Порядком предусмотрена возможность проведения телемедицинских консультаций не только в режиме «онлайн», но также в виде отложенных консультаций, когда консультант изучает документы и готовит заключение без непосредственного общения с лечащим врачом или пациентом.
Порядок проведения телемедицинских консультаций
Согласно новому приказу Минздрава РФ, телемедицинские технологии применяются:
- а) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой – в форме консультаций и консилиумов. При проведении консультации в плановой форме лечащий врач предварительно формирует и согласовывает направление на консультацию, а также обеспечивает консультанту доступ к клиническим данным пациента (данные осмотра, лабораторные исследования и др.).
  По результатам проведения консультации (консилиума) консультант оформляет медицинское заключение (протокол консилиума), после чего подписанное заключение или протокол направляется в электронном виде лечащему врачу либо ему обеспечивается дистанционный доступ к заключению и сопутствующим материалам. - б) при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами (их законными представителями) – в форме консультаций. Необходимо учитывать, что так же, как и Федеральный закон № 242-ФЗ, Порядок запрещает ставить диагнозы и назначать лечение пациенту дистанционно. Для постановки диагноза и назначения лечения необходим очный прием врача, а целью телемедицинской консультации может являться профилактика, сбор и анализ жалоб пациента, оценка эффективности и корректировка ранее назначенного лечения.
  Однако, Порядок все же допускает возможность дистанционного обращения пациента и без предварительного очного приема: в этом случае консультация может быть проведена для принятия решения о необходимости очного приема и для назначения пациенту перечня обследований, которые ему необходимо пройти к очному приему. - в) при дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациента, которое назначается после очного приема и постановки диагноза. Наблюдение осуществляется в форме получения данных с медицинских изделий, направления сообщений пациенту, ведения личного кабинета пациента, и др. Предусмотренный Порядком перечень является открытым и может включать иные формы дистанционного наблюдения.
Организациям, проводящим или планирующим проводить телемедицинские консультации, следует ознакомиться с требованиями статьи 46 Порядка, она предусматривает перечень сведений, которые организация должна опубликовать о себе в сети Интернет.
Также Порядком установлено, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий оказывается только по тем видам работ (услуг), которые указаны в лицензии на медицинскую деятельность.
Несмотря на скорое введение в действие нового приказа Минздрава РФ, он содержит некоторые условия, выполнение которых медицинскими организациями может пока оказаться весьма затруднительным.
Так, согласно утвержденному Порядку, при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации участников.
Кроме того, консультирующие медицинские организации должны быть зарегистрированы в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а при ведении документации должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись.
Представляется необходимой дальнейшая законодательная проработка указанных вопросов для эффективного применения нового приказа на практике.
[1] Утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 965н.