Разработка положения о закупке в рамках Федерального закона

Популярная информация


Разработка положения о закупке в рамках Федерального закона

Разработка положения о закупке в рамках Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ

  Медицинская организация разместила заказ на официальном сайте. Однако порядок оценки заявок в документации о закупках отсутствует. Методика оценки либо иной документ, на основании которого определяется победитель закупки, на официальном сайте не размещены, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах. Неудивительно, что положения документации были обжалованы одним из участников закупки...


  В данной статье мы рассмотрим вопрос разработки заказчиками (прежде всего, на примере бюджетных учреждений, в т. ч. учреждений здравоохранения) положения о закупках в рамках Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Кроме того, мы проанализируем некоторые трудности, с которыми могут столкнуться разработчики положений о закупках, и предложим возможные пути их преодоления.

  На сегодняшний день заказчики всех уровней находятся в непростой ситуации, поскольку законодательство о закупках претерпевает значительные изменения и находится в постоянной динамике. С момента принятия Закона о контрактной системе в данный закон было внесено несколько масштабных поправок , не считая множества менее значимых. В развитие норм закона (а ведь прошел только первый год его действия) принято около шестидесяти подзаконных актов.

  Проблема

  Недостаточная проработка бюджетным учреждением положения о закупке; применение положения о закупке, не адаптированного для конкретного заказчика

  Чем грозит

  Оспаривание действий заказчика при осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 No 223-ФЗ в административном и судебном порядке со стороны потенциальных участников закупки

  Как избежать

  Детально прорабатывать положение о закупке, изучать опыт успешных заказчиков, следовать рекомендациям настоящей статьи

  Для того чтобы соблюдать требования действующего законодательства и минимизировать риск оспаривания своих действий в административном и судебном порядке, заказчик должен ежедневно осуществлять мониторинг изменений. Причем одного лишь мониторинга недостаточно, куда важнее осмыслить суть нормативного акта и правильно применять его в своей деятельности. Для заказчиков, имеющих небольшой штат сотрудников, эта задача становится подчас невыполнимой и существенно осложняет работу.

  Закон о закупках призван в некоторой степени облегчить положение заказчиков, однако необходимо понимать, что данный нормативный акт также налагает на заказчиков определенные обязательства, при выполнении которых заказчик получит существенные преимущества.

  Для того чтобы работать по нормам Закона о закупках, заказчику необходимо принять соответствующее решение, разработать и утвердить в установленном порядке положение о закупке. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке — документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

  Очень важно понимать, что при разработке данного документа недопустим формальный подход, поскольку впоследствии документ станет «настольной книгой» заказчика в рамках работы по Закону о закупках. Основные нормы, касающиеся положения о закупке, безусловно, содержатся в Законе о закупках, но кроме того следует учитывать иные нормы законодательства РФ, поскольку положение о закупке не должно вступать с ними в противоречие.

  Многие заказчики задаются вопросом о целесообразности перехода на работу по нормам Закона о закупках. Вероятными причинами такой «нерешительности» могут стать нечеткое осознание преимуществ работы на основании положения о закупке, нежелание разбираться в соответствующем блоке законодательства. Вместе с тем стоит отметить, что для заказчиков, которые имеют большую долю прибыли от приносящей доход деятельности, являются получателями грантов и иных поступлений, Закон о закупках и грамотно составленное и проработанное положение о закупке могут оказать существенную помощь в деятельности.

  Среди бесспорных преимуществ работы по нормам Закона о закупках можно выделить следующие: выбор удобного способа проведения закупки; самостоятельное установление сроков проведения закупки; установление различных требований к участникам закупки, как завышенных, так и лояльных; оперативное внесение изменений в план закупок при изменении обстоятельств (например, увеличении объема финансирования или изменении предмета закупки); самостоятельное определение оснований, необходимых при закупках у единственного поставщика; уменьшение количества жалоб в контролирующие органы.

  Таким образом, при внедрении положения о закупке заказчик получает гораздо больший контроль над проводимыми им процедурами закупок, а значит, может получить результат, который в наибольшей степени будет удовлетворять его потребностям. Исходя из этого, отметим необходимость работы заказчиков по нормам Закона о закупках при условии соблюдения положений законодательства и правильного составления положения о закупке.

Разработка положения о закупке

  Прежде чем говорить о содержании положения о закупке, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на недопустимости формального подхода к разработке данного документа. Очень часто заказчики, не задумываясь о текущей ситуации и последствиях, используют аналогичные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо копируют утвержденные положения иных заказчиков. О какой-либо адаптации документа к реалиям конкретного заказчика речи не идет, что сводит на нет все преимущества работы по положению о закупке.

  При таком поверхностном подходе к разработке положения о закупке заказчик попросту не сможет должным образом ориентироваться в данном документе, что повлечет за собой негативные последствия в виде жалоб участников закупки в контролирующие органы. Безусловно, из сказанного не следует, что заказчику нужно «выдумать» заново положение о закупке, которое будет отличаться от остальных. Напротив, изучение опыта успешных заказчиков весьма полезно при подготовке к разработке положения о закупке. Однако простое копирование неэффективно — заказчику следует выбрать процедуры, сроки и порядок их проведения применительно к работе своей организации.

  В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

  Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

  При разработке положения о закупке следует также предусмотреть порядок создания, требования к составу и регламент работы комиссий по осуществлению закупок. В дальнейшем это избавит заказчика от необходимости принимать локальные акты (приказы, положения и др.), что, в свою очередь, существенно сэкономит время на проведение той или иной процедуры.

  Как уже указывалось выше, помимо норм Закона о закупках, заказчику целесообразно изучить опыт иных заказчиков, разместивших положения о закупках. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти издают соответствующие разъяснения для подведомственных заказчиков. Приведем несколько примеров подобных актов: типовое (примерное) положение о закупке товаров, работ, услуг (приложение к письму Минздрава России от 10.02.2014 No 22–5/10/2–855); типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием (утв. приказом Росимущества от 24.12.2014 No 515); типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации (утв. Минспортом России 24.02.2014); типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений (утв. Минобрнауки России 17.01.2014); постановление правительства Москвы от 05.07.2013 No 441-ПП «Об утверждении Перечня дополнительных требований к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов» .

СПРАВКА

В типовом Положении о закупке товаров, работ, услуг, утвержденном письмом Минздрава России от 10.02.2014 No 22–5/10/2–855, указывается, что участниками закупки могут быть лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке: — любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала; — любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в т. ч. индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

  Если в процессе работы по нормам Закона о закупках обнаружится «нежизнеспособность» некоторых пунктов положения о закупке, рекомендуем переработать данный документ с учетом потребностей конкретного заказчика.

  Как следует из норм ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, заказчик имеет право вносить изменения в положение о закупке. Эти изменения должны быть также утверждены учредителем и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения. Закон о закупках не содержит каких-либо запретов или требований относительно вида внесенных изменений. Заказчик вправе разместить либо новую версию положения о закупке с указанием всех изменений и дополнений, либо только изменения и дополнения. Стоит отметить, что заказчику с целью минимизации риска оспаривания его действий целесообразно размещать новую редакцию положения о закупках полностью в виде отдельного документа. В противном случае большое количество изменений и дополнений может быть квалифицировано потенциальными участниками закупок как введение их в заблуждение.

  В конце каждого очередного года многие заказчики сталкивались с проблемой необходимости повторного утверждения (т. н. переутверждения) положений о закупке. В этой связи стоит упомянуть о письме Минэкономразвития России от 26.11.2014 No Д28и-2490, в котором разъяснено, что для бюджетных учреждений (к ним относятся и учреждения здравоохранения), осуществляющих закупочную деятельность на основании положения о закупке, не предусмотрена обязанность по его ежегодному (повторному) утверждению. Соответственно, бюджетное учреждение при наличии утвержденного и размещенного в установленном порядке положения о закупке вправе осуществлять закупки в соответствии с данным положением. В конце года его повторное направление учредителю для утверждения не требуется. Способы закупок в положении о закупке

  Помимо общих проблемных вопросов наиболее часто вызывает сложности определение способов осуществления закупок, которые заказчик планирует применять. В части 3 ст. 3 Закона о закупках указываются следующие способы закупок: конкурс, аукцион, иные способы закупки.

  Иными способами закупки могут являться, например, способы, аналогичные установленным в Законе о контрактной системе: закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), запрос котировок, запрос предложений. Однако заказчик может применять и другие способы, установленные в положении о закупке.

  При разработке раздела о способах закупок необходимо помнить, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о закупках постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 No 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В связи с этим при разработке положения о закупке заказчикам необходимо предусматривать проведение закупок в электронной форме в отношении продукции, поименованной в указанном перечне. В случае осуществления закупки, которая должна проводиться в электронной форме, в иной форме КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 7.32.3).

  Некоторые рекомендации по разработке раздела о способах закупок также содержатся в письме ФАС России от 24.12.2012 No ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“». Кроме того, для заказчиков при формулировании раздела о способах закупки немаловажным будет изучение практики судебных и административных органов. Так, например, существует судебная практика (идущая вразрез с позицией антимонопольных органов), из которой следует, что при проведении электронных процедур допускается использование документов на бумажных носителях (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу No А40-58521/14).

  Следует отметить, что на сегодняшний день существует проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и иные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрен закрытый перечень способов осуществления закупки и требования к ним.

  По замыслу законопроекта заказчики будут вправе предусмотреть в положении о закупке определенные конкурентные способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Как видим, заказчикам, у которых положение о закупке предусматривает альтернативные процедуры, следует внимательно следить за изменениями законодательства, с тем чтобы привести положение о закупке в соответствие с требованиями Закона о закупках.

Требования к участникам закупки

  Что касается требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками, то в письме ФАС России от 24.12.2012 No ИА/44025/12 указывается, что заказчик может самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства РФ.

  Таким образом, заказчику предоставлена определенная самостоятельность в этом вопросе, однако не следует забывать о том, что положение о закупке не должно противоречить действующему законодательству, в т. ч. конкурентному. Соответственно, требования, устанавливаемые заказчиком к участникам закупки, должны быть разумными, обоснованными и не ограничивать конкуренцию.

  Помимо изложенного, в положении о закупке должны раскрываться содержание извещения о закупке и документации о закупке, порядок проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора. Положение должно иметь приложение, раскрывающее порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений.

  Отметим особо последнее. Заказчику следует более детально раскрывать в положении порядок и критерии оценки заявок. На сегодняшний день большинство административных и судебных дел связаны именно с оценкой заявок участников (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2014 по делу No А40-57826/2014, решение Московского УФАС от 08.07.2014 по делу No 1-00-919/77– 14, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2014 по делу No А56-57340/2013 и др.). Подводя итог сказанному, следует отметить, что для заказчика очень важно отслеживать, чтобы положение о закупке и разработанная впоследствии документация о закупках не противоречили друг другу. Иначе нарушается принцип информационной открытости закупки и, как следствие, имеет место ограничение конкуренции.

  Безусловно, в данной статье мы рассмотрели не все проблемные вопросы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке положения о закупке и при работе с Законом о закупках. Тем не менее ясно одно: в условиях постоянного изменения законодательства наличие такого документа, как положение о закупке, максимально отвечающего потребностям заказчика, бесспорно, позитивно скажется на деятельности заказчика.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Популярная информация



Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

имеются противопоказания