Правила поведения в медицинской организации

Популярная информация


#

Правила поведения пациентов в МО

  Ст. 27 ФЗ Об охране здоровья предусмотрена обязанность пациентов и других граждан по соблюдению правил поведения в медицинских организациях

  Вместе с тем, пациентами часто нарушаются эти правила поведения, что влечет не только ухудшение их состояния здоровья, но и привлечение к ответственности медработника, добросовестно выполняющего свои обязанности.

  Избежать таких ситуаций возможно, разработав в медучреждении правила поведения, определить порядок ознакомления граждан с этими правилами, а также правильно и своевременно оформлять случаи нарушения правил поведения.


Поведение пациентов в медицинских учреждениях

  Субъектами соблюдения правил поведения в медучреждении являются:

  • пациенты медучреждения;

  • лица, обратившиеся за медицинской помощью или медицинской информацией;

  • близкие родственники пациента, или лица, осуществляющие уход за ним.

  Под медицинской организацией понимается - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, которое в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность медицинскую на основании лицензии, выданной в установленной законом форме.

  К медицинским организациям приравниваются также и индивидуальные формы, осуществляющие медицинскую деятельность.

!Важно

Таким образом, граждане обязаны следовать правилам поведения во всех медучреждениях, являющихся таким по смыслу ФЗ «Об охране здоровья», т.е. в больницах, поликлиниках, санаториях, клиниках и т.д.

  На наличие соответствующих обязанностей пациента не влияет ни вид оказания медпомощи, ни ее форма, ни условия.

Правила в медицинских учреждениях

  Правила медучреждения представляют собой локальный нормативный акт, утверждаемый руководителем организации (главным врачом). При этом Минздравом РФ не разработаны типовые формы таких локальных актов.

  Для того чтобы следовать правилам, принятым в медучреждении, пациент должен быть с ними ознакомлен, порядок такого ознакомления зависит от конкретных условий оказания медпомощи.

  Например, если медпомощь оказывается пациенту амбулаторно, то ознакомиться с правилами может сам. Информация с правилами в таком случае размещается в доступной форме на специальном стенде, доске объявлений или на сайте медучреждения в сети «Интернет».

  Если пациент поступает в стационар, то с правилами поведения в медучреждении рекомендуется ознакомить его при госпитализации под роспись.

  Также пациенту следует сообщать, где он может ознакомиться с правилами, кроме того, медработник может озвучить основные правил пациенту устно, при необходимости разъяснить их содержание.

  Проведенный анализ правил внутреннего распорядка нескольких медучреждений, размещенных на их официальных сайтах, позволяет выделить общие положения. Рассмотрим их подробнее. ( Правила в равной мере распространяется на всех пациентов и иных лиц, обращающихся в медучреждение. )

  • 1. Необходимо определить понятие «Правил». В общем смысле правила – это правовой организационный документ, который соответствует законодательству РФ в сфере здравоохранения и определяет:
    • порядок обращения пациента в медучреждение;
    • порядок проведения госпитализации и выписки;
    • основные права и обязанности пациентов;
    • правила поведения граждан в стационаре;
    • порядок выдачи справок, выписок и иных документов медучреждения.

  • 2. В правилах закрепляется их структура, которая включает:
    • порядок обращения пациента в медучреждение;
    • порядок выписки и госпитализации пациентов, их права и обязанности;
    • порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между пациентом и больницей;
    • порядок предоставления пациенту информации о состоянии его здоровья;
    • режим работы медучреждения и график приема врачами и должностными лицами населения.

  • 3. В большинстве документов не отражены должным образом положения об ответственности пациентов. Чаще всего эти положения общие, отсылающие к мерам ответственности, предусмотренным законодательством РФ. За нарушение режима лечения и самих правил лечения чаще всего предусмотрена лишь одна мера – досрочная выписка пациента.

  • 4. В Правилах медучреждений обычно указывается перечень основных нарушений, которые могут повлечь за собой применение мер ответственности. К этим нарушениям относятся:
    • грубое, неуважительное или агрессивное поведение пациента;
    • неявка на назначенные процедуры или прием врача;
    • несоблюдение рекомендаций и требований врача;
    • самовольное оставление медучреждения;
    • отказ от явки на врачебную комиссию или несвоевременная явка;
    • употребление спиртных напитков и табачных изделий на территории медучреждения;
    • организация и участие в проведении азартных игр;
    • выбрасывание мусора в местах, не предназначенных для этого;
    • использование в медучреждении электрических приборов, таких как утюг, плитки, кипятильники, телевизоры;
    • своевольное оставление палаты во время обхода, назначенных процедур, во время тихого часа.

Ответственность граждан за нарушение правил медучреждений

  Далее будет рассмотрен порядок привлечения к ответственности граждан, которые нарушают правила нахождения в медучреждении.
Эти нарушения условно можно разделить на две группы:

  • нарушение норм, установленных федеральным законодательством. Ответственность за их нарушение наступает в любом случае, независимо от того, отражены ли они в правилах медучреждения, или нет;

  • нарушение правил поведения в конкретном медучреждении.

  Классическим нарушением является курение табака на территории больницы.
  Так, ФЗ No 15 от 23.02.2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещает курение табачных изделий на территориях, предназначенных для оказания медицинских и иных услуг.
  Эта норма означает, что курение табака запрещено не только в помещениях больницы, но и на ее территории, правила распространяются не только на пациентов, но и на всех граждан, попавших на эту территорию.
  Если сотрудники медучреждения обнаружили курящего на территории больницы гражданина, но это правонарушение должно быть зафиксировано и оформлено как нарушение Правил или административное правонарушение.
  К такому гражданину может быть применено общественное порицание с записью в историю болезни или административное наказание – штраф.
  Медработник, обнаруживший данное нарушение должен правильно оформить данный факт. Например, составить докладную записку на имя главного врача, указав все обстоятельства нарушения и данные гражданина.
  У самого правонарушителя необходимо потребовать развернутые объяснения, устных фраз будет недостаточно. В случае перехода конфликта на другой уровень, документы, не содержащие подробных описаний, будут признаны несостоятельными, и не будут учитываться правоохранительными органами при разбирательстве.
  Если нарушитель отказывается от дачи объяснений, необходимо составить письменный акт об отказе от дачи соответствующих объяснений, которые составляется тремя лицами: заведующим отделением, лечащим врачом и сотрудником отделения.

ВАЖНО!

согласно сложившейся судебной практике, отсутствие знака о запрете курения в медучреждениях не является основанием для освобождения виновного лица от ответственности.

  По административным правонарушениям, предусмотренным ст. 6.24 КоАП, административный протокол вправе составлять должностные лица полиции, Роспотребнадзора, Госпожнадзора.

  Данные рекомендации по фиксации всех фактов нарушения действующего законодательства применимы также и к иным правонарушениям: распитию спиртных напитков, использованию в речи нецензурной брани и др.

  В заключение - нарушение даже самых простых правил поведения в медучреждении может навредить, прежде всего, самим пациентам. Например, при некоторых заболеваниях категорически противопоказано курение и распитие спиртного. Поэтому в обязанности сотрудников входит объяснение этих правил, поскольку в противном случае может быть привлечен к ответственности сотрудник, который выполнял свои обязанности добросовестно.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Популярная информация



Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

имеются противопоказания