Правила внутреннего распорядка медицинской организации

Популярная информация


Правила внутреннего распорядка и правила поведения пациентов в медицинской организации: рекомендации по составлению

Правила внутреннего распорядка и правила поведения пациентов в медицинской организации: рекомендации по составлению

При оказании медицинской помощи гражда­нам медицинская организация сталкивается с рядом вопросов, прямо не урегулированных действующим законодательством: например, может ли пациент приходить на прием в сопро­вождении родственников, в какое время разре­шается посещение пациентов стационара и т.п.

Ответ на эти вопросы могут дать Правила вну­треннего распорядка в медицинской организации, утвержденные приказом ее руководителя.

Правила внутреннего распорядка медицинской организации

Правила внутреннего распорядка медицинской организации являются обязательными для пациентов в силу требований, установленных ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 No 323­-ФЗ «Об основах охраны здоровья граж­дан в Российской Федерации». Согласно этой статье закона, граждане, находящиеся на лече­нии, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Таким образом, в руках администрации ме­дицинской организации появляется уникаль­ный инструмент, с помощью которого можно значительно снизить риск возникновения конфликтов с пациентами, а также минимизи­ровать негативные для лечебного учреждения и ее персонала последствия таких конфлик­тов, если они все­-таки возникли. Особо сто­ит отметить, что практически единственным условием, которое предъявляется к Правилам внутреннего распорядка медицинской органи­зации, является условие о том, чтобы правила не противоречили действующему законода­тельству.

Как составить правила внутреннего распорядка медицинской организации?

При составлении Правил внутреннего распо­рядка следует обращать внимание на множе­ство важных моментов.

Во­-первых, необходимо установить порядок обращения в медицинскую организацию, в ко­тором следует:

  • сообщить о порядке предоставления меди­цинской помощи населению (расписание работы);
  • указать категории лиц, которые могут об­ращаться за медицинской помощью;
  • прописать алгоритм действий пациентов при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (обращение в службу скорой помощи, контактные те­лефоны);
  • указать порядок записи на прием к врачу, обязательно отразив недопустимость посещения врача без записи;
  • указать на необходимость подписания информированного добровольного со­гласия как выполнение законодательно установленной обязанности пациента (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 No 323­-ФЗ), а также указать круг лиц, ко­торые могут подписать информированное добровольное согласие за несовершенно­ летних пациентов;
  • указать, что пациенты, нуждающиеся в не­отложной помощи, принимаются в особом порядке. Такой порядок необходимо разработать в медицинской организации, в част­ности, организовать дежурства участковых врачей, в обязанности которых будет вхо­дить оказание неотложной помощи нуж­дающимся, либо установить определенные часы для каждого из врачей­ специалистов, в которые он должен будет оказывать не­отложную медпомощь;
  • указать, каким образом пациент мо­жет получить информацию о своем здо­ровье и медицинскую документацию. В медицинской организации в обязатель­ном порядке должно быть разработано положение, согласно которому происходит ознакомление пациентов с медицинской документацией.

Таким образом, пациенты получают возмож­ность ознакомиться с предельно ясными алгоритмами своих действий в тех или иных ситуациях, понимают, каким именно образом ведется запись на прием к врачу, каков порядок получения медицинской документации и т.д. Это избавляет их от необходимости обращаться за дополнительными разъяснениями, устраня­ет недопонимание и, как следствие, уменьшает риск возникновения конфликтных ситуаций.

Во­-вторых, в Правилах внутреннего распоряд­ка также следует установить основные права и обязанности пациента.

Необходимо указать на основные права граждан при получении медицинской помощи (ч. 1 ст. 19 Федерально­ го закона от 21.11.2011 No 323­-ФЗ). Но не ме­ нее важно закрепить обязанности пациентов и иных лиц при посещении медицинской ор­ганизации, а именно:

  • соблюдать правила внутреннего распоряд­ка;
  • бережно относиться к имуществу меди­цинской организации;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациен­там, соблюдать очередность;
  • предоставлять медицинским работникам, принимающим участие в оказании меди­цинской помощи, достоверную информа­цию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств и проведению ме­дицинских вмешательств, ранее перене­сенных и наследственных заболеваниях;
  • соблюдать санитарно­гигиенические нор­мы и правила (вход в медицинскую орга­низацию в сменной обуви или бахилах, без верхней одежды и т.п.); в обязательном порядке выполнять все медицинские предписания, рекомендации и назначения лечащего врача.

Конечно, с одной стороны, никто не может обязать пациента неукоснительно следовать врачебным рекомендациям, врач не может проконтролировать каждый прием лекарств.

Но необоснованное невыполнение больным целесообразных предписаний врача, необоснованный отказ от приема лекарств и процедур, что влечет за собой снижение эффективности лечения, при подробном и правильном оформ­лении в медицинской документации – с указа­нием дат, времени нарушения лечения, можно расценить как добровольный отказ от меди­цинского вмешательства, т.е. при нарушении пациентом обязанностей, предписанных зако­ном или определенных гражданско­-правовым договором, врач имеет право отказаться от его лечения.

Если пациент осведомлен, что врач может от­казаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лече­ния пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно­-профилактического учреждения, то это побу­ждает его более ответственно относиться к назначенному врачом лечению.

В связи с тем, что в сегодняшних реалиях конфликты между врачами и пациентами не редкость, важно отдельно указать на недо­пустимость оскорбления и неуважительного отношения к медицинским работникам, а так­ же предупредить об ответственности за соответствующие правонарушения. В частности, можно повесить на стенах медицинской организации демонстрационный плакат, инфор­мирующий посетителей о положениях ст. 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ.

Важно указать на недопустимость для пациен­тов и посетителей медицинской организации производить фото­- и киносъемку, звуко­- и видеозапись медицинских работников без их согласия, поскольку это противоречит законода­тельству о персональных данных.

И даже некоторые кажущиеся очевидными правила посещения необходимо четко про­писывать. Так, важно установить безусловный запрет для пациентов и посетителей медицин­ской организации:

  • на распитие спиртных напитков на терри­тории медицинской организации, а также нахождение в нетрезвом состоянии, со­стоянии наркотического или токсического опьянения;
  • на самовольное проникновение в служеб­ные помещения;
  • на принос на территорию медицинской организации легковоспламеняющихся,
  • отравляющих, токсичных, ядовитых ве­ществ, колющих и легко бьющихся пред­метов, а также животных;
  • на передвижение по территории медицин­ской организации на роликовых коньках, досках, самокатах, велосипедах и с помо­щью всех подобных средств – в помеще­ниях.

Как уже отмечалось, важно все нарушения задо­кументировать.

Например, зафиксировать опья­ненное состояние важно, поскольку, во­первых, в правилах внутреннего распорядка медицин­ской организации обычно оговаривается, что врач не обязан оказывать помощь пациенту, находящемуся в состоянии опьянения, если тот не нуждается в экстренной помощи, а во­-вто­рых, послужит доказательством неадекватно­го восприятия больным адекватных действий врача, если от пациента последуют обвинения.

Конечно, жалобы от пациентов были, есть и бу­дут. Но порядок работы с ними должен быть четким для всех участников процесса. Необ­ходимо разработать алгоритм рассмотрения обращений пациентов к администрации и про­информировать о нем посетителей поликлини­ки. Алгоритмом должны быть предусмотрены порядок подачи обращения, сроки его рассмо­трения и порядок реагирования на заявления. Рекомендованный срок обращения – 10 дней (в соответствии с законодательством о защите прав потребителей).

Также в Правилах внутреннего распорядка ре­комендуется указать, что за их несоблюдение пациенты и посетители поликлиники несут ответственность, предусмотренную действу­ющим законодательством.



запрет на видеосъемку врача

Запрет на видеосъемку медицинского работника, а также на аудиозапись его голоса, как быть если пациент снимает на видео врача?

Часто пациенты осуществляют видеосъемку медицинских работников при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, а также ведут аудиозапись их голоса без непосредственного согласия медицинских работни­ков

Подробнее...

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Популярная информация



Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Материалы, предоставленные на сайте, собраны из открытых источников и носят ознакомительный характер. Все права на данные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав - просьба сообщить через обратную связь. Внимание! Вся информация и материалы, размещенные на данном сайте, представлены без гарантии того, что они не могут содержать ошибок.
Есть противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом!

имеются противопоказания